Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Как жили финно-угорские племена
Почти всем известно, что финно-угры – это предки современных финнов, венгров, эстонцев и некоторых других, хотя и в меньшей степени, народов. Проживали они с раннего средневековья на очень больших пространствах – на территории современной Западной Сибири, Центральной, Северной и Восточной Европы. Практически полностью были ассимилированы, в некоторых случаях истреблены, славянами к концу 14 века на территории Древнерусского государства. Мы рассмотрим типичное финно-угорское поселение на близком и понятном нам примере – речь пойдет о жилище, расположенном близ реки Ока.
Начать стоит с того, что финно-угорские племена всегда селились рядом с водой, будь то река, озеро или море. В отличие от большинства славянских племен, которым для устройства некрупной деревни порой было достаточно даже небольшого источника воды рядом, финно-угры в любом случае «жались» к средним и крупным рекам и другим водоемам. Это говорит о том, что эти племена активно занимались рыболовством.
Еще одно серьезное отличие финно-угорских поселений от типичных славянских – это частый выбор более высокого места для жилья. Это, правда, относится к племенам, жившим в средней полосе современной России, потому что ближе к Уралу и Западной Сибири это правило работает не всегда. Ближе к 14 веку, когда притеснение со стороны славянских племен усилилось, финно-угры стали устраивать жилища, укрываясь от славян в ранее не свойственных им местах – на невысоких берегах малых рек, возле болот и в других «неудобных» местах. Это затрудняло обнаружение их племен недружественными народами. В 9-12 веках типичное поселение финно-угров располагалось на таких крутых мысах, горках, выступах с небольшими, порядка 200-300 кв. м, плато для жилищ, что, глядя на них, сложно себе представить, как тут вообще можно было жить. Однако селения на таких доминирующих высотах чаще всего были созданы для наблюдения и охраны территории от неприятеля, т. е. для военных целей. Это были городища. На описываемом поселении, которое находится в 100 метрах от Оки на круглом холме с плоской жилой террасой 250 кв. м, есть только один относительно пологий – около 35 градусов – спуск на сторону от реки. Остальные склоны настолько круты, что подниматься по ним летом сложно, а зимой крайне тяжело. Крутость наклона достигает 65 градусов.
Почему финно-угры выбирали такие неудобные места для жилья? Это объясняется, в первую очередь, безопасностью. Атаковать подобные высоты сложно, при обнаружении жителями противника его положение оказывалось крайне невыгодным. Большой минус жилья на высоте – сложный доступ к воде. Понятно, что на таких горках грунтовые воды очень глубоки. Однако часто селения располагались на мысах, это значит, что как бы «задняя» часть территории уходила в континент, где были и ручьи, и родники, и другая доступная вода, но у подножья, со стороны самой крутой части этого мыса, обязательно должна быть река. Вокруг такого городища, расположенного на большой высоте, в радиусе до 20 км располагались стоянки поменьше, которые локализовались на сухих холмах, тоже рядом с водой. В современной Рязанской области, на месте которой в старину также обитали финно-угорские племена, археологи находили их поселения на небольших островах в болотах. Это нечастый для финно-угров способ организации поселения, и, даже несмотря на его нетипичность, в нескольких сотнях от этого болота всё равно было крупное озеро, что говорит о неизменной привязанности древнего народа к существенным водным пространствам.
Дома финно-угров были похожи на дома славян – как минимум, треть дома находилась под землей, небольшие окна и дверь. Строили из дерева. Для отопления использовались дрова. Зола, получавшаяся в результате такого способа обогрева дома, выбрасывалась рядом с жилищем, отсюда сохранившийся до сих пор темный оттенок почвы рядом с бывшими стоянками.
Поскольку финно-угры обитали в один исторический период и часто на одной географической территории со славянскими племенами, то они не могли не иметь с ними отношений. Как любой народ, который стремится сохранить свою идентичность и целостность, финно-угры противостояли проникновению славянской культуры. Например, материальной. У них были свои, отличающиеся по стилю от славянских, украшения из меди, медно-оловянного сплава (бронзы), серебра. Вот несколько вещей племени мещера, представители которого жили на территории Владимирской и Рязанской областей в 10-13 веках.
1. Ременной набор бронзовых накладок. Крепился к кожаному ремню с помощью «усиков» (в коже проделывались небольшие отверстия, в них продевалась пара припаянных к накладке усиков и зажималась на внутренней стороне ремня).
2. Украшение, которое носили на обуви, крепилось пришиванием.
3. Привеска с лапками. Пришивалась к деталям одежды, при движении издавала негромкий шум, отсюда название – «шумящая» привеска.
4. Накладка в виде сердца с выпуклыми лепестками. Так же, как и почти все накладки, крепилась к кожаным изделиям с помощью «усов».
5. Шумящая привеска «бутылочка». В нее продевалась веревка, на конце завязывался узел и фиксировался в ее узкой части так, чтобы привеска не открепилась. Носилась на одежде, обуви.
6. Витое кольцо с плоским щитком без орнамента.
7. Брошь с кольцом на обратной стороне для пришивания к одежде.
8. Лунница «рогатая» с кольцом в верхней части. Носили на шее по одной или несколько штук.
9. Накладка ременная бронзовая круглая.
10. Бусина стеклянная.
11. Бубенцы. Крепились к разным украшениям. Более крупные имели внутри шарик, который издавал шум, ударяясь о стенки бубенца.
12. Набор «бутылочек», которые активно использовались для украшения одежды древних финно-угров.
На стоянках финно-угорских племен археологи часто находят куфические дирхемы с арабскими надписями 10 века, что говорит о хождении этих монет у финно-угров. Часто они использовали их в украшениях типа монисто. Иногда носили как сережки, проделав отверстие в верхней части монеты, иногда прикрепляли к другим украшениям, припаивали к ним ушки для крепления. Не стоит переоценивать частоту использования куфических дирхемов в качестве денег в финно-угорских племенах, эти монеты сложно назвать участником полноценных товарно-денежных отношений древнего народа. Однако в это же время у славянских племен не было вообще в обороте постоянных монет. Позже, в конце 13 века, арабские дирхемы исчезли и у финно-угров.
Следует сказать, что финно-угры были большими мастерами в искусстве литья медного сплава в восковую форму. Большинство их украшений выполнено именно с помощью этой ювелирной техники. На представленной фотографии все вещи отлиты именно так.
Финно-угорские племена были язычниками с культом водоплавающих птиц, лошадей, других животных. Они делали обереги, амулеты, украшения с изображениями животных из кости, глины, камня, бронзы. При погребении клали украшения в захоронение, надев их умершему на шею, положив в руку или закрепив на поясе. Считалось, что в загробном мире языческие символы также будут помогать их владельцу. Хоронили людей, закапывая в землю либо кремируя. Причем при втором способе все украшения сгорали вместе с усопшим.
Финно-угорские племена, помимо рыболовства, также занимались охотой и собирательством. Охота была организована загонным способом. Для этого собиралось несколько поселений вместе, и охотники гнали животных в какой-нибудь водный тупик (место, со всех сторон окруженное водными преградами), из которого невозможно было выбраться, а там все вместе забивали топорами, копьями, например, бизона. Мясо делили поровну и разносили к местам селений.
Конец 20-го века стал периодом возрождения культуры финно-угорских народов, а также осознания ими собственного единства. Проводились международные конгрессы, объединявшие ученых, деятелей искусства, активистов и политиков из Венгрии, Эстонии, Финляндии, Швеции и множества регионов России. Независимые государства поддерживали культурные проекты финно-угорских меньшинств внутри соседних стран. И частью этого процесса стало появление в Эстонии движения этнофутуристов, в основе идеологии которых лежит стремление сохранить культуру и языки малых народов, вербальные и визуальные, не уходя в архаику и отрицание современности, а, наоборот, используя новые технологии.
С годами к этому утопическому начинанию подключились и другие языковые группы, например, тюркские народы. Но зародился этнофутуризм именно в финно-угорской среде, у народа, веками защищавшего если не политическую независимость, то культурную идентичность от многочисленных могущественных соседей.
Родоначальники этого направления – эстонские писатели и поэты, чьи книги, к несчастью, не переводились на русский язык. Но в России есть свои авторы, пишущие на финно-угорских языках, а также ряд художников, переосмысляющих традиционные стили и сюжеты финно-угорских народов.
Подготовила Е. НЕТРЕБКО