Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея
Главная Страницы истории Сеять разумное, доброе, вечное...

Сеять разумное, доброе, вечное...

29 мая 2014
Сеять разумное, доброе, вечное...

Первый номер нашей газеты вышел 1 сентября 1975 года, и вскоре мне поручили подготовить несколько материалов ко Дню учителя, который отмечается в начале октября. Так произошло, что первым учителем, о котором рассказала наша газета, стала Софья Алексеевна Сычёва. Сейчас, спустя почти 40 лет, перечитав «репортаж из класса», удивился: всё стало ведь другим -  страна, время, идеология... Но перепечатывая этот репортаж, мы не изменили ни одной строчки, и  вы поймёте почему - просто над настоящим Учителем и Человеком время не властно...

- Софья Алексеевна Сычёва - опыт­ный учитель. Побывайте на её уроках,
посмотрите, - посоветовали мне в Вуктыльской средней школе. И вот я на
уроке русского языка. Тема: правописа­ние частицы «не» с глаголами. Софья Алексеевна взяла стопку тетрадей и сказала: «Я очень была рада, когда проверила ваше домашнее задание. Большинство из вас написало грамот­но и получило четвёрки». И здесь я обратил внимание на то, как Софья Алексеевна старалась чётко произно­сить каждое слово, будто диктовала диктант. Она как бы заставляла вслу­шиваться в звучание слов, и несомнен­но, написание каких-то из них созна­тельно или подсознательно запомнится ребятам. Потом Софья Алексеевна взя­ла одну тетрадь и, прочтя написанное в ней, сказала: «Посмотрите, ребята, какие трудные слова употреблены в сочинении. И все они написаны пра­вильно, поэтому я поставила за эту работу пятёрку». Она, как выяснилось позже, недаром старается выделить стремление ученика к выполнению труд­ных заданий. «Я хочу, чтобы у них стало убеждением, что, только преодолевая трудности, можно достигнуть успехов».

И тут вспомнилось, как она на уроке попросила ученика объяснить, правиль­но ли по смыслу такое предложение: «Не будешь тренироваться  - не добь­ёшься успехов». Он подумал и уверенно сказал: «Конечно, правильно. Будешь тренироваться - накачаешь муску­лы».

Вроде бы, мелкие штрихи. Но ведь в работе учителей нет мелочей. Помните, у Макаренко: «Воспитание должно ид­ти на каждом квадратном метре». Это хорошо понимает Софья Алексеевна, потому и продумано у неё всё до мело­чей, потому и призывает она к себе на помощь все доступные средства.

Казалось бы,  тема урока - не из интересных, но он шёл живо, на одном дыхании. Учеников в классе - тридцать человек. Заставить всех работать в полную силу 45 минут,  успеть опросить - трудно. Признаться, я не заметил границ между повторением пройденно­го и объяснением нового. Ребята рабо­тали всё время. Опрос пройденного был как игра: нужно  было быстро сообразить и поднять над головой нужную карточку. Кто замешкался - сразу объясняй правило.

На этом же уроке она предложила ребятам вспомнить, какие они знают отрывки из стихов, пословицы, где употреблялась бы частица «не» с гла­голом. Через секунду уже был лес рук. А когда «запасы» стали иссякать, под­нялся бойкий паренёк и сказал: «Не на­до печалиться, вся жизнь впереди». Класс оживился. «Молодец! - сказала Софья Алексеевна,  радуясь, что сумела расшевелить их. -А сейчас посмотрим на доску». И опять всё внимание прико­вано к учительнице. Опять она задаёт вопросы. Вопросы всё время, будто бы Софья Алексеевна пришла не рассказы­вать, а узнать, послушать, расспросить. Получается, как будто ребята всё необ­ходимое узнают от самих себя. Но это только кажется. Засыпая их вопросами, она умело направляет разговор в нужное русло.

Она тактична. На её уроках не ус­лышишь, чтобы вдруг при всех она стала «воспитывать», в надежде на то, что ученик критически оценит свои не­достатки, «опомнится». Даже о  том, что кто-то плохо сделал домашнее задание, она сказала вскользь, как о чём-то незаслуживающем внимания: «У не­которых встречаются ошибки, мы  пого­ворим об этом после, индивидуально». В этом, мне кажется, заложен большой смысл. Зачем при всех затрагивать больное место, ведь ребёнок может подумать, что учителю это приносит радость. Но зато слова «молодец», «пра­вильно» в её лексиконе встречаются часто. Хотя, по правде говоря, не все ответы ребят, конечно же, бывают исчерпывающими.

-Я всегда стараюсь поддержать по­пытку учеников высказать свои мысли, пусть и наивные. В старших классах часто приходится сталкиваться с шаб­лонностью, простым пересказом учебни­ка. Откуда это? Наверное, ещё раньше, ученика «одёрнули»  раз-другой, и вот они думают, что лучше быть неискрен­ним. Недавно встретил меня мой быв­ший восьмиклассник и говорит: «Вы знаете, я не согласен с той трактовкой образа Катерины, какая дана в учебнике». Я расспрашивала его, а про себя радовалась, что в нём сохранилась искренность, что он умеет мыслить по-своему.

Сычёва-учитель родилась из открывшейся в юности способности наг­лядно и  доходчиво рассказать своим пионерам обо всём интересующем. Бы­ла она в школе вожатой несколько лет. После окончания школы - педагогиче­ский институт в Сыктывкаре. Потом были сельские школы, а в 1967 году она приехала сюда, в Вуктыл, и с тех пор работает завучем. За двадцать лет ра­боты, как у всякого учителя, у неё сложились свои взгляды на школьные проблемы.  Она высказывает их убеж­дённо,  невольно заставляя своей аргументированностью встать на её, пусть даже спорную, точку зрения.

- Были недавно во всех школах разные «дни». «День поэзии», например. Ребят снимали с уроков и весь день рассказывали им о поэтах,: писателях, читали стихи. В нашей школе тоже был «День здоровья». Проводились спор­тивные мероприятия.   Я была решитель­но против всех этих «дней». Ведь раз­ве можно привить любовь к физкуль­туре или поэзии в один день? Это же наш каждодневный труд. Хорошо, что сейчас запретили, наконец, всякие «дни».

За годы работы многое изменилось в школах, усложнилось. Учителю никак нельзя отставать. А Софье Алексеевне, как завучу, тем более. Она ведь пос­тоянно проводит с учителями совеща­ния по методике преподавания. Приходится :много читать, выискивать новое и проверять его на практике. Чтобы мысль ученика не цепенела, надо само­му быть творческим, занимательным, интересным человеком. Таково её убеж­дение, и она следует ему.

...Урок русского прошёл незаметно, в работе. И что примечательно, за весь урок Софья Алексеевна ни разу не по­высила голос, не рассердилась, хотя причину для этого можно было, ко­нечно, найти. Я уверен, что таково её правило. Разве можно стараться сохра­нить искренность и кричать?

Поэтому Софья Алексеевна Сычёва - лучший представитель сегодняшне­го учительства. Думающего, творческо­го, разностороннего, которое относится с любовью к своему делу из-за стрем­ления -  сеять повсюду разумное,  доброе, вечное.        

А.БОЧАРНИКОВ.

(«Сияние Севера», №10,

4 октября 1975 г.).

 

Комментарии (0)

Реклама
https://siyanie-severa.ru/files/62/64/Respublika_Komi_banner_3h6_VDP_page_0001.jpg
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму