Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Владимир Уйба – о Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года
Глава Коми Владимир Уйба записал видеообращение о Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года.
Он рассказал, что 9 февраля состоялась очень важная встреча президиума Госсовета республики с экономическим блоком регионального Правительства. Стороны обсудили, какими конкретными инструментами будут обеспечивать достижение задач, которые в 2019-м году были обозначены в социально-экономической стратегии развития региона.
Руководитель региона объяснил, почему эту встречу важно было провести именно сейчас: 5 февраля исполнилось ровно три месяца с того момента, как был утвержден новый состав Правительства республики.
«На этот период мною была поставлена задача всем заместителям председателя правительства и руководителям министерств – изучить ситуацию досконально и определить все приоритеты в работе по оздоровлению экономической ситуации в республике. Определить вместе с главами муниципальных образований, с деловым сообществом, с жителями республики точки устойчивого экономического роста, подобрать потенциальных партнеров-инвесторов и обеспечить предлагаемые проекты современными инструментами поддержки федерального и республиканского уровней.
С депутатами Госсовета мы договорились, что наша главная, наиважнейшая на сегодня задача – работа по созданию новых рабочих мест в приоритетных несырьевых, высокотехнологичных и сервисных секторах. Речь идет о таких отраслях, как транспорт и логистика, переработка и создание новых композитных материалов, высокотехнологичная медицина, научные исследования и разработки, цифровые технологии. И таких мест, современных, привлекательных для молодежи и позволяющих ей раскрыть свой потенциал, мы должны создать в республике очень много – до 10 тысяч в ближайшие 5 лет.
Действующая Стратегия социально-экономического развития республики до 2035 года была утверждена в апреле 2019. Главной целью развития в ней определены высокое качество жизни населения на основе устойчивого экономического роста, повышение конкурентоспособности и привлекательности региона, создание комфортной среды проживания. Эта цель поддерживается мной и новым составом правительства республики. Однако инструменты достижения этой цели требуют серьезного усиления, и вот почему. Прирост валового регионального продукта Республики Коми за 2019 и 2020 годы на душу населения, а это порядка 13,5%, в общем соответствует тем темпам, которые закладывались целевым сценарием в стратегии. Однако при этом мы видим, что в расчёте на душу населения рост реальных денежных доходов, доходов за минусом обязательных платежей по налогам и сборам, бремени обслуживаемых кредитов, снизился в сравнении со значением 2017 года на 3,7%, при этом наибольшее проседание – 3% – пришлось именно на 2019 год. В 2020 году ситуация с реальными денежными доходами во многом оказалась скорректированной высокими годовыми выплатами в организациях, осуществляющих оптимизацию штата, ковидными выплатами в сфере здравоохранения, то есть источниками, на которые при планировании устойчивого долгосрочного экономического роста опираться ни в коем случае нельзя.
Еще один очень тревожный показатель – среднегодовая численность населения. По итогам 11 месяцев 2020 года мы потеряли за счет миграции в другие субъекты и за пределы России более 3000 человек. Хотя должен отметить, что темпы оттока населения в 2020 году снизились по сравнению с предшествующим периодом в 2,3 раза. Основные объемы снижения численности постоянного населения приходятся на 11 муниципалитетов, где проживает треть жителей республики. Эти районы и городские округа и в прямом, и в переносном смысле оказались на периферии стратегического планирования. Многие – вне тех индустриальных и клиентоцентричных кластеров, которые были определены в 2019 году как важнейшие точки устойчивого экономического роста. И это требует скорейшей коррекции с точки зрения инвестиционных планов обеспечения новых рабочих мест и сопутствующей инфраструктуры. Тот факт, что валовый региональный продукт республики на 40% формируется сектором добычи полезных ископаемых, заставляет задаться вопросом: а есть ли экономика за пределами горнорудного и нефтегазового секторов, и если есть, то какова она?
С депутатами Госсовета и членами правительства мы обсуждали то, что, по сути, эра нефти, газа и угля, как отраслей высокомаржинальной добычи, уходит. Отрасли, которые на протяжении нескольких десятков лет служили фундаментом экономики Республики Коми, начали трансформироваться, и это надо принять. Но это вовсе не означает, что не будет нефтегазовой отрасли. Она будет, просто будет другой, с высокой долей переработки. Будет нефтехимия, композитная отрасль, отрасль углепластики, будет голубой водород, получаемый из газа, и многие-многие другие составляющие. При этом мы понимаем, что трансформация нефтегазовой и угольной отрасли из просто добывающей в отрасль с высокой степенью переработки – это многомиллиардные инвестиции, требующие не один год на перестройку.
Последние месяцы много говорилось о той роли, которую могли бы играть в экономике региона те или иные налоги, генерируемые крупными предприятиями, работающими у нас на территории и формирующими доходы бюджетной системы России. Хочу обратить ваше внимание на следующий факт. По данным налоговой службы за 2020 год, налогооблагаемая база по таким корпоративным налогам, как налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, налоги на пользование природными ресурсами, в том числе и НДПИ-несобираемость, по прежнему на высоте, а именно – поступления сократились, и сократились существенно. При этом поступления налогов, преимущественно формирующих доходы республиканского бюджета, а именно налогов на доходы с физических лиц, на имущество организаций и физических лиц, транспортного налога, даже немного подросли. Основными плательщиками НДФЛ сегодня являются транспортно-логистический сектор, сектор госуправления, большой вклад в виде НДФЛ вносят обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, энергетика, ЖКХ, сельское хозяйство, научная и техническая деятельность.
При этом очень важно понимать, что создание новых рабочих мест за пределами сугубо добывающих секторов требует кратно меньших инвестиций в основной капитал в перерасчете на одно вновь создаваемое рабочее место. Поэтому повторю, наша общая с Госсоветом республики и с главами муниципалитетов задача – формирование условий для создания в последующие 5 лет до 10000 рабочих мест. Это порядка 1000-2000 рабочих мест в год в тех секторах, которые я перечислил, и в тех, которые у нас еще даже не существуют. Речь идет о научных исследованиях, разработке в производстве новых композитных материалов, которые сейчас, например, очень востребованы для выпуска контейнеров для морских перевозок, разработке и применении аддитивных технологий и цифровом моделировании, например, в машиностроении, судостроении, приборостроении. Всё, что связано с созданием роботизированных комплексов, с кибербезопасностью, особенно в транспортно-логистической отрасли, является не только перспективным с точки зрения продукции услуг, но и максимально привлекательным для молодежи, которой мы должны предложить комфортные современные условия для работы с достойной заработной платой и соответствующим социальным пакетом. Это необходимо, чтобы молодежь оставалась в регионе, и мы должны дать возможность молодежи для самореализации.
На встрече с депутатами мы очень подробно обсудили приоритетные секторы и отраслевые кластеры, на которые мы должны сделать упор. Экономический блок правительства познакомил коллег с теми эффективными инструментами федеральной поддержки, которые уже широко применяются, начиная с конца прошлого года. Мы также договорились, что первым шагом в реализации намеченных планов станут совместные стратегические сессии по каждой отрасли, по каждому муниципалитету и по каждому приоритетному кластеру. Эти встречи мы проведем с участием и народных избранников, и представителей общественности, и предпринимателей. Делаем мы это для того, чтобы учесть мнение всех, чтобы совместными усилиями уточнить новые точки роста и необходимые меры государственной поддержки.
Это очень важный раздел нашей работы. Он важен потому, что от того, как мы его спланируем, будет зависеть завтрашний день нашей республики, наш с вами день. И мы его должны спланировать так, чтобы этот завтрашний день был лучше, чем вчерашний!».