Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея
Главная Общество Уроки отца Сергия

Уроки отца Сергия

14 ноября 2013
Уроки отца Сергия

…Мой прадед Сергей Никандрович Карелин (Корелин  по некоторым документам) родился в 1874 году в деревне Данилово Холмогорского уезда Архангельской губернии. Сын псаломщика, он окончил Духовную семинарию, сначала трудился псаломщиком в шенкурском Благовещенском соборе, в 1896 году был рукоположен во диакона, служил в Ровдинском приходе Шенкурского уезда.

 В 1899 году был рукоположен во священника и с этого года вплоть до ареста в 1931 году служил священником при Ильинской церкви Азапольского прихода. Был законоучителем местной церковно-приходской школы. В 1902-1907 годах стал наставником азапольской школы грамоты, с 1907 года – законоучителем местного сельского училища. 20 августа 1931 года был арестован по обвинению в «контрреволюционной агитации», выразившейся в том, что он продолжал отправлять церковные требы, и сам не поддерживал советскую власть, и не советовал это делать прихожанам... 16 марта 1932 года по постановлению тройки ПП ОГПУ выслан в Северный край на пять лет. Это предыстория. А сама история такая… Детей в семье сельского священника было несколько, но часть сгинула в пожарах Гражданской войны и в последующие годы, в частности, сын Петя, учившийся в университете в Санкт-Петербурге. Моя бабушка Мария окончила гимназию, была хорошо образованной, как, кстати, и вся семья. И никому зла они не делали, священника в селе уважали, как и его семью.

Однажды поздно вечером в избу к прадеду тихо пробрался его бывший прихожанин. Он предупредил Сергея Никандровича, что завтра за ним придут… То, что бежать бесполезно, прадед понял сразу, да и подставить человека, предупредившего его, не хотелось. Но у него была ночь, чтобы подготовиться. Никто не видел, как он сложил в небольшой сундучок красного дерева разные ценные вещи – документы, украшения, золотые крестики, цепочки, монеты, кое-что и из церковного имущества, чтобы сберечь. А также немного посуды – для того времени это тоже были ценности: супницу, сливочник из толстого стекла… Никто не видел, даже домочадцы,  как он под покровом ночи выскользнул из дома…

Утром его взяли, дали, без суда и следствия, пять лет лагерей только за то, что был священником, и сослали в Коми. И сгинул отец Сергий навсегда, больше его никто не видел. По слухам, загнали его на каторжные работы, на строительство железной дороги Котлас-Воркута.

Прошло время, у моей бабушки,  дочери Сергея Никандровича, уже была семья, дети. В конце тридцатых годов пошла вторая волна репрессий. Младший бабушкин брат Костя в то время работал в обкоме комсомола в Архангельске, бабушка работала учительницей, жили и в Архангельске, и в Лешуконске. Кстати, Костя Карелин стал одним из первых комсомольцев, давших начало комсомольскому движению на Печоре, и его фотография долгое время висела в усть-цилемском музее.

 И Константин, и Мария, моя бабушка, считались членами семьи врага народа, арестованного и сосланного на Север, в Коми. Долго рассказывать, но бабушке и дедушке с детьми пришлось уехать тоже в Коми, в Усть-Цильму. Как-то бабушка приехала в родное  Азаполье, чтобы  распорядиться отчим домом. И к ней подошёл тот самый прихожанин её отца и отдал сундучок, полный ценных вещей, золота, серебра... Что самое поразительное – мог бы не отдавать. Ведь ни одна живая душа не знала  о том сундучке. Бабушка даже не подозревала о его существовании.  Её отец, мой прадед, пропал без вести, его дети рассеялись по стране (Костя тогда уехал в Томск и только через 30 лет объявился). Этот человек мог бы взять часть золота – ведь свидетелей всё равно не осталось, не было и списка вещей. Но он всё отдал, отдал дочери, тому, кому посчитал нужным. Честным человеком оказался, не взял грех на душу. А ведь рисковал в то время жизнью. Если бы сотрудники ОГПУ дознались, что он помог «врагу народа», добром для него и его семьи это не кончилось бы. Через несколько лет его поступок аукнулся тем, что сохранённое им золото спасло детей и мою бабушку от голодной смерти. Вот так семена духовности, добра и любви к ближнему, посеянные отцом Сергием, взошли спасением детей.

Судьба того золота такова. Часть бабушка снесла в Торгсин (была такая торговая организация) и обменяла на продукты, чтобы достойно проводить дедушку в армию, когда его призвали на фронт. А оставшиеся украшения спасли семью в годы войны от голодной смерти. Мама вспоминала, как бабушка доставала из сундучка последнюю оставшуюся золотую цепь, в палец толщиной, и говорила ей: «Нина, ты ведь девушка, тебе же носить». Но мама, оглядываясь на опухших от голода младших братьев и сестру, которая родилась перед самой войной и от недоедания лет до пяти только ползала, говорила: «Ты же видишь, дети опухли от голода, какое золото, какое украшение?». И цепь  обменяли на муку.

А ещё одна часть золота пропала. Но это другая история, семейная. Кое-что, не особо ценное по деньгам, но дорогое  как память, осталось из того заветного сундучка. Например, кошелёк, вручную вышитый  бисером монашками из монастыря, серебряная «звезда» с неведомым фиолетовым камнем, позолоченный стаканчик и серебряная ложечка для причащений, несколько золотых пятирублёвых монет с профилем Николая II, посуда, например, супница кузнецовского фарфора. Остался и сам сундучок, родные всё сохранили.

…В середине девяностых годов, когда был открыт доступ к архивам НКВД, стало известно о судьбе  моего прадеда. Сергей Никандрович Карелин  в числе других священнослужителей, арестованных советской властью и сосланных в Северный край, был расстрелян. Место расстрела – местечко Морово под Сыктывкаром.  Реабилитирован С.Н.Карелин был 3 августа 1989 года.

У меня есть копия из биографического справочника «За веру Христову», выпущенного Архангельской и Холмогорской епархией в 2006 году. Там среди данных сотен  людей из числа духовенства, монашествующих и мирян Русской православной церкви, репрессированных в Северном крае в 1918-1951 годах, есть и данные С.Н.Карелина. Есть  его фотография, плохая, чёрная. Но можно рассмотреть худого длинноволосого человека, с цепью поверх рясы, как у всех священников. Уж не та ли это цепь, на которую в 43-м была выменяна мука для голодных детей?               

Г.БОЧАРНИКОВА.

Комментарии (0)

Реклама
https://siyanie-severa.ru/files/62/64/Respublika_Komi_banner_3h6_VDP_page_0001.jpg
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму