Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Родом из Коми
К 125-летию со дня рождения русского и американского учёного Питирима Александровича Сорокина – социолога, этнографа, философа
Питирим Сорокин, «Ыджыд морт» (большой человек) – так называли его земляки, родился 4 февраля (23 января по старому стилю) 1889 года в селе Турье Яренского уезда Вологодской губернии. Отец его, Александр Прокофьевич Сорокин, был родом из Великого Устюга, происходил из мещанского сословия. Закончив ремесленно-художественное училище, был мастером золотых, серебряных и чеканных работ. Встретив в деревне Жешарт красивую девушку-крестьянку из коми, женился и осел в этих местах, промышляя ремонтом и производством церковной утвари в соседних деревнях. В семье Сорокиных родились трое сыновей: Василий, Питирим и Прокопий. Когда Питириму было три года, умерла мать, Пелагея Васильевна. Старшие братья остались с отцом, младшего взяла на воспитание сестра их матери Анисья Васильевна Римских в деревню Римья. В бродячей жизни, которую братья вели с отцом в поисках заработка, деревушка Римья стала их настоящим домом, а тётя и дядя – семьёй.
Начальные знания чтения, письма и арифметики Питирим, вероятно, усвоил с помощью отца и брата. А первым учителем была простая крестьянка из Римьи, которая учила нескольких деревенских детей читать, писать и считать в своём доме. Так или иначе, пусть и не регулярно посещая школу, Питирим приобретал элементарные школьные знания, которые значительно увеличивал, жадно читая любые книги, попадавшиеся ему в сёлах Коми края.
В результате такого бессистемного, но многостороннего образования ему удалось без труда поступить в церковно-приходскую школу в селе Гам. Сделав этот шаг, П. Сорокин вступил на путь получения образования, который со временем привёл его к карьере университетского профессора.
Когда в 1903 году в возрасте 14 лет он окончил Гамскую школу, то, учитывая его впечатляющие результаты, учителя и губернские школьные власти настоятельно советовали Питириму продолжить занятия и выделили для него скромную стипендию в Хреновской церковно-учительской семинарии Костромской губернии.
Новое окружение, новые знакомства, новая идейная позиция, укрепившаяся в результате русско-японской войны 1904 года, и революция 1905 года предопределили его политическое будущее. В начале 1905 г. П. Сорокин становится главой эсеровского кружка семинаристов, распространителем революционных идей среди студентов и рабочих, за что был арестован и посажен в городскую тюрьму Кинешмы на четыре месяца. Это обстоятельство вызвало автоматическое исключение его из списка учащихся семинарии.
В 1907 году П. Сорокин решает переехать в Санкт-Петербург и продолжить образование. В Петербурге деятельное участие в судьбе молодого человека принял Каллистрат Фалалеевич Жаков, первый из Коми, получивший звание профессора. К. Жаков помог молодому Сорокину поступить учиться на общеобразовательные Черняевские курсы. В летние каникулы 1908 и 1909 годов Жаков, бывший профессором на кафедре логики Психоневрологического института, брал с собой Сорокина в свои научные экспедиции на Север, он приучил его к антропологическим, этнографическим и экономическим полевым исследованиям на материале народной жизни коми.
В доме Жаковых П. Сорокин встретил свою будущую жену Елену Петровну Баратынскую, молодую и красивую слушательницу Бестужевских курсов. (Много лет спустя, в 1917 году они вступят в брак и проживут долгую и счастливую жизнь).
В 1909 году П. Сорокин стал студентом Психоневрологического института. С 1910 года П. Сорокин – студент Петербургского университета. За студенческие годы им было опубликовано более пятидесяти работ и среди них самая фундаментальная - «Преступление и кара, подвиг и награда. Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали».
В 1914 году Сорокин блестяще окончил университет, его почетный диплом открывал ему возможность оставаться в университете для подготовки к профессорству. В 1916 году П.А. Сорокин становится приват-доцентом Петербургского университета и Психоневрологического института. Важным научным событием, у истоков которого стоял и Питирим Сорокин, были его усилия по созданию отечественного социологического общества. В начале ХХ века социологические общества создаются практически во всех передовых странах - во Франции, Англии, Германии, США и других. Общество было создано, его членами стали видные русские ученые той поры, в том числе академики П. Виноградов, И. Павлов, В. Бехтерев и др. Составлена программа работы и намечены ближайшие цели. Однако последующие революционные события перечеркнули эти планы. Социологическое общество (ассоциация) в стране вновь возникла только в шестидесятые годы.
В течение всего 1918 года Сорокин не ведет научной работы. В период революции, как представитель партии эсеров, он принимает активное участие в политической жизни страны. В этом же году он был арестован большевиками и находился в тюремном заключении.
В 1919 году П. Сорокин возобновил свою преподавательскую и научную работу. Несмотря на сложные и суровые условия жизни, он написал два объемных тома «Система социологии», несколько учебников по общей теории права и социологии.
В 1922 году П. А. Сорокин защитил докторскую диссертацию, став доктором социологии. В этом же году из-за своих идеологических и научно-мировоззренческих взглядов он был выслан из страны вместе с большой группой учёных и литераторов, стал профессором Пражского университета. С 1923 года живет и работает в США: сначала он профессор университета в штате Миннесота, а с 1930 года - профессор Гарвардского университета.
Скончался Питирим Александрович Сорокин 10 февраля 1968 года в США в городе Уинчестер.
П. А. Сорокин получил мировую известность, его по праву называют «отцом современной социологии»
Свои первые научные труды в виде серии антропологических, этнографических и социологических очерков он посвятил своему народу: «Пережитки анимизма у зырян», «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян», «Современные зыряне», «Печорская энциклопедия и колонизация зырянского края».
Он оставил несколько автобиографических работ, написанных в разное время: «Листки из русского дневника», «Социология моей духовной жизни», «Долгое путешествие» и другие.
Его теоретическое наследие впечатляет: помимо сорока томов книг (многие неоднократно переиздавались и печатались в разных странах), огромное количество научных статей, включая обширную переписку со многими учёными нашего отечества и других стран более чем за 50-летний период.
Н. Московко,
главный библиограф.