Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Фотогалерея
Главная Общество Родом из Коми

Родом из Коми

6 февраля 2014
Родом из Коми

К  125-летию  со дня рождения  русского и американского учёного Питирима  Александровича  Сорокина  –  социолога, этнографа, философа

Питирим Сорокин, «Ыджыд морт» (большой человек) – так называли  его земляки,   родился 4 февраля (23 января по старому стилю) 1889 года в селе  Турье Яренского уезда  Вологодской губернии.  Отец его, Александр Прокофьевич Сорокин, был родом из Великого Устюга, происходил из мещанского сословия. Закончив  ремесленно-художественное училище, был  мастером  золотых, серебряных и чеканных работ.  Встретив в деревне  Жешарт красивую девушку-крестьянку из  коми,  женился и осел в этих местах, промышляя ремонтом и производством церковной утвари в соседних деревнях.  В семье Сорокиных   родились трое сыновей: Василий, Питирим и Прокопий.  Когда Питириму было три года, умерла мать, Пелагея Васильевна. Старшие братья остались с отцом, младшего взяла на воспитание  сестра их матери Анисья Васильевна Римских  в деревню Римья.  В бродячей жизни, которую братья вели с отцом в поисках заработка, деревушка Римья   стала их настоящим домом, а тётя и дядя – семьёй.

Начальные знания  чтения, письма и арифметики Питирим, вероятно, усвоил с помощью отца и брата. А первым учителем была простая крестьянка из Римьи, которая учила нескольких деревенских детей читать, писать и считать в своём доме. Так или иначе, пусть и не регулярно посещая школу, Питирим приобретал  элементарные школьные знания, которые значительно увеличивал, жадно читая любые книги, попадавшиеся ему в сёлах Коми края.

В результате такого бессистемного, но многостороннего образования ему удалось без труда поступить в церковно-приходскую школу в селе Гам.  Сделав этот шаг,  П.  Сорокин вступил на путь получения образования, который со временем привёл его к карьере университетского профессора.

Когда в 1903 году в возрасте 14 лет он окончил Гамскую школу, то, учитывая его впечатляющие результаты,  учителя и губернские школьные власти настоятельно советовали Питириму продолжить занятия и выделили для него скромную стипендию в Хреновской церковно-учительской семинарии Костромской губернии.

Новое окружение, новые знакомства, новая идейная позиция, укрепившаяся в результате русско-японской войны 1904 года, и революция  1905 года  предопределили  его политическое будущее. В начале 1905 г. П. Сорокин становится главой эсеровского кружка семинаристов, распространителем  революционных идей  среди студентов и рабочих, за что  был  арестован и посажен в городскую тюрьму Кинешмы на четыре месяца. Это обстоятельство вызвало автоматическое исключение  его из списка учащихся семинарии.

В 1907 году П. Сорокин решает переехать в Санкт-Петербург и продолжить образование.   В Петербурге деятельное участие  в судьбе  молодого человека принял Каллистрат Фалалеевич Жаков, первый из Коми, получивший звание  профессора. К.  Жаков  помог молодому Сорокину поступить учиться на общеобразовательные  Черняевские курсы. В летние каникулы 1908 и 1909 годов Жаков, бывший профессором на кафедре логики Психоневрологического института,  брал с собой Сорокина в свои научные экспедиции на Север, он приучил его к антропологическим, этнографическим и экономическим полевым исследованиям на материале народной жизни коми.

В доме Жаковых П. Сорокин встретил свою будущую жену Елену  Петровну Баратынскую, молодую и красивую  слушательницу Бестужевских курсов. (Много лет спустя, в 1917 году  они вступят в брак и проживут  долгую и счастливую жизнь).

В 1909 году  П. Сорокин стал студентом Психоневрологического института.  С  1910  года  П. Сорокин – студент  Петербургского университета. За студенческие годы им было опубликовано  более пятидесяти работ и среди них  самая фундаментальная  - «Преступление  и кара, подвиг и награда.  Социологический этюд об основных формах общественного поведения и морали».

В 1914 году Сорокин блестяще окончил  университет, его почетный диплом открывал ему возможность оставаться в университете для подготовки к профессорству. В 1916 году  П.А. Сорокин становится приват-доцентом Петербургского  университета и Психоневрологического  института. Важным научным  событием,  у истоков которого стоял и Питирим Сорокин, были его усилия по созданию отечественного социологического общества. В начале ХХ века социологические общества создаются практически во всех передовых странах  -  во Франции, Англии, Германии, США и других. Общество было создано, его членами стали видные русские ученые той поры, в том числе академики П. Виноградов, И. Павлов, В. Бехтерев и др. Составлена программа работы и намечены  ближайшие цели. Однако последующие революционные события перечеркнули эти планы. Социологическое общество (ассоциация) в стране вновь возникла только в шестидесятые годы.

В течение всего 1918 года Сорокин не ведет научной работы. В период  революции, как  представитель партии эсеров, он принимает  активное участие  в политической жизни страны.  В этом же году он был арестован большевиками и находился в тюремном заключении.

В 1919 году П. Сорокин  возобновил  свою преподавательскую  и научную работу. Несмотря на сложные и суровые условия жизни, он написал два объемных тома «Система социологии», несколько   учебников по общей теории права и социологии.

В 1922 году П. А. Сорокин защитил докторскую диссертацию, став доктором социологии. В этом же году из-за своих  идеологических и научно-мировоззренческих взглядов он был выслан из страны вместе с большой группой учёных и литераторов, стал профессором Пражского университета.  С 1923 года живет и работает в США: сначала он профессор университета в штате Миннесота, а с 1930 года  - профессор Гарвардского  университета.

Скончался Питирим Александрович Сорокин 10 февраля 1968 года в США в городе Уинчестер. 

П. А. Сорокин получил мировую известность, его по праву называют «отцом современной социологии»                 

Свои первые научные труды в виде серии антропологических, этнографических и  социологических очерков он посвятил своему народу: «Пережитки анимизма у зырян»,   «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян», «Современные зыряне», «Печорская энциклопедия и колонизация зырянского края». 

Он  оставил несколько автобиографических  работ, написанных в разное время:  «Листки из русского дневника», «Социология моей духовной жизни», «Долгое путешествие» и другие.

Его теоретическое наследие впечатляет: помимо сорока томов книг  (многие неоднократно переиздавались и печатались в разных странах), огромное количество научных статей,  включая  обширную переписку со многими учёными нашего отечества и других стран более  чем за 50-летний период.

Н. Московко,

главный библиограф.

 

Комментарии (0)

Реклама
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму