Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Формула счастья

Две знаменательные даты неизменно сопутствуют друг другу в жизни начальника почты и просто жительницы Вуктыла Валентины Ивановны Тереховой. Это день её рождения – 13 июня Валентине Ивановне исполнилось 55 лет, и день начала трудовой деятельности – исполнилось 40 лет с того дня, когда она, пятнадцатилетняя девочка, впервые переступила порог почтового отделения…
Свой возраст Валентина Ивановна не скрывает: «А что скрывать? Сколько есть – всё моё, – улыбается она. – Мне ни за один год своей жизни не стыдно и ничего не хотелось бы менять, как получилось, так и получилось. Конечно, много было в жизни и трудного, но были и минуты счастья. Мне везло на хороших людей, повезло с мужем, у меня есть семья, дети, внуки, круг родных и друзей, работа, которой я, без преувеличения, отдала почти всю жизнь, город, который стал мне родным. Чего ещё желать?».
Согласитесь, не все, прожив значительную часть жизни, могут это сказать: один жалеет о сделанном, другой – о несделанном. Валентина же Ивановна в целом своей жизнью довольна. Хотя иногда думает и прикидывает: а если бы тогда, в начале пути, выбрала другую профессию? Но, если честно, не она выбирала для себя профессию, это профессия выбрала её.
Родилась Валентина в большой даже по тогдашним меркам семье – она была десятым ребёнком среди одиннадцати сестёр и братьев. Семья была простой, родители всю жизнь работали - вначале в колхозе, потом в совхозе. Жили в Костромской области, в лесничестве. Сколько себя помнит – всегда трудились. Жили, в основном, за счёт своего хозяйства, в котором были и коровы, и свиньи, и прочая мелкая живность, огород. Как говорится, не потопаешь – не полопаешь. Костромская область никогда не была богатой, а после войны и вовсе стала скудной, нищей... «Тяжко приходилось, – и сейчас, вздыхая, с печалью вспоминает Валентина Ивановна. – Как-то я, второклассница, даже в голодный обморок в школе упала». Хоть и много трудились родители, а поди, прокорми ораву растущей детворы. Учительница, зная такое положение, тайком подкармливала девочку. Валя старалась, хорошо училась, очень любила заниматься спортом. И способности к этому были, но не хватало силёнок из-за постоянного недоедания.
После начальной школы девочку отправили в школу-интернат, в город Шарью, районный центр. Там она по-настоящему увлеклась спортом – бегом, лыжами, стала принимать участие в районных соревнованиях и занимать призовые места. Училась на отлично. Воспитатели и учителя нарадоваться не могли на способную ученицу. Одна из воспитательниц всё советовала взрослеющей Валентине поступить в педагогический институт. А сама девушка мечтала стать врачом, да не терапевтом каким-нибудь, а хирургом. Нравилась ей эта профессия, да и подходила она к ней, уже тогда умеющей брать на себя ответственность за принятие трудных решений и обладающей лидерскими наклонностями, подходила к её твёрдому, решительному характеру, к смелой, пытливой натуре. К тому же в детстве Валя тяжело болела и много времени (два года) провела в больнице, где и наблюдала за бытом персонала, за работой врачей, и ей понравилось всё это! Она добровольно помогала санитаркам и медсёстрам, научилась делать уколы и приобрела многие навыки, потом пригодившиеся в жизни, не боялась крови и всего, что сопутствует больничной жизни. Но, как бы тривиально это ни звучало, жизнь распорядилась по-своему…
Окончив в интернате восьмилетку, Валентина сразу поступила учиться (на базе восьмиклассного образования) на геолога в городе Кировске Мурманской области. Почему там? А там жили родственники. Почему не на врача? Да потому что в этом случае надо было ещё учиться два года для получения среднего образования, а потом шесть лет в медицинском, что для десятого ребёнка из многодетной, небогатой семьи было крайне сложно, даже в советское время. Надо было быстрее становиться на ноги и начинать самостоятельную жизнь, в общем, никто не спрашивал, что нравится девушке, кем она хочет стать, не до выбора было. Главное, там родственники, они не дадут пропасть с голоду.
Но в марте 1974 года старшая сестра Нина попросила Валентину приехать ненадолго к ней в Вуктыл и помочь с ребёнком: Нина с мужем жили в северном посёлке газовиков, куда уехали в поисках лучшей доли. Сестра училась заочно, и как раз настало время ехать на сессию, а недавно родившуюся девочку не с кем было оставить, ведь муж тоже работал. Это и определило дальнейшую жизнь В.И. Тереховой.
Сестра успешно съездила и сдала сессию, Валя сдала ей на руки упитанную и радостную племянницу и… осталась в Вуктыле. Паспорта у неё ещё не было – тогда его выдавали в 16 лет. Работать устроилась на почту, приняли без документа, на доверии, как говорится.
Прошло уже сорок лет, а как сейчас помнит Валентина Ивановна и ту почту на старом Вуктыле в деревянном бараке рядом с конторой управления буровых работ, и тот трепет, с которым она впервые взяла в руки охапку периодики для фальцовки, и даже тот запах свежей типографской краски, исходящий от газет. Вспоминает кипы газет в рост человека, прислонённые к стене почты – тогда много выписывали газет и журналов. Такие популярные издания, как журналы «Крестьянка» и «Работница», приходили раз в месяц, и выписывала их чуть ли не каждая женщина. «Правда», «Известия», «Труд»: их тоже выписывали много, ведь тогда каждый член партии или профсоюза обязан был подписаться минимум на одно издание. А уж о «Комсомолке», республиканских газетах «Красное знамя» и «Молодёжь Севера», тем более о районной газете «Сияние Севера», которая только стала выходить в молодом посёлке газовиков, и говорить не приходилось! Районка приходила в каждую семью, и все радовались – только образовался район, стала выходить своя газета, посёлок рос, строились объекты, развивалось производство, заключались браки, появлялись дети, словом, жизнь кипела!
Новая жизнь захватила девушку. Год она была занята на фальцовке – это такой ручной процесс складывания печатного издания после типографии для дальнейшей разноски по адресам. После получения паспорта и приобретения некоторого опыта ей доверили новую работу – разносить подписчикам периодику, письма, извещения. Письма тогда приходили пачками – это был, по сути, единственный надёжный способ общения на расстоянии для северного посёлка. Ведь чтобы позвонить, надо было заказывать переговоры – долгий процесс. Все жители приехали издалека, у всех где-то там, на родине, остались родные и близкие. Переписка шла бурно. Посылки лежали в почтовом отделении горой. Работы было много: Старый Вуктыл, Черёмушки – это была территория её обслуживания.
Вскоре начальство, заметив усердие, ответственность и трудолюбие молоденькой почтальонши, перевело её оператором. На этой должности она отработала два года. Потом девушку перевели из Старого Вуктыла в жилпосёлок, в узел связи инструктором. Ну и пошла Валентина Ивановна шагать по карьерной, так сказать, лестнице, в которой не было ступеньки, на которую она бы не ступила: начальник участка, начальник узла связи, начальник почтамта, заместитель начальника почтамта, и снова – начальник участка (последние назначения – это уже конец 90-х – 2000-е годы, в связи с реорганизациями, реструктуризациями учреждения).
Сложилась и личная жизнь. Встретила Валентина Ивановна своего суженого. Сан Саныч, как его называли многие, был водителем. Недолго думая, сыграли свадьбу. В семье родились две дочери, Наташа и Оля. Обе красавицы и умницы.
Прошли годы. Надо отметить, что в своё время в Вуктыл приехали ещё и другие сёстры Валентины Ивановны, например, Елена Ивановна Вдовина. И все отличались миловидностью, трудолюбием, осели здесь. Постепенно целый родственный клан создался. Жили дружно, общались, растили детей, играли свадьбы, отмечали дни рождения свои и детей. Потом начали отмечать рождения внуков и внучек. У Валентины Ивановны их пятеро! У Наташи двое сыновей, а у Ольги – две дочери и сынок. Старшему внуку уже 18 лет, младшему – два. Обе дочери окончили вначале техникумы связи, работали, как и мама, на почте: у Оли, например, десять лет стажа в отрасли связи. Обе начинали, как и мама, с низших должностей, постепенно набирая опыт, изучая все тонкости профессии, её плюсы и минусы и поднимаясь по службе. Помнит Валентина Ивановна, как Наташа в начале своей трудовой деятельности разносила телеграммы, много ходила по городу, и на ней даже туфли развалились! Потом оператором стала, потом начальником отделения связи. Оля начинала работать в киоске, выучилась на экономиста, после рождения третьего ребёнка ушла в ВЛПУМГ. Наташа вместе с мужем и детьми недавно уехала в Воркуту, и теперь она работает в системе «Газпрома», сейчас и Оля покинула родной город – мужа перевели по работе в Ухту.
Валентине Ивановне хоть и грустно, что дети уехали, но она за них рада – пусть строят свою жизнь и жизнь своих детей. В Вуктыле она скучать точно не будет – работа забирает почти всё время, для отдыха есть дача и спорт. Да, спорту она осталась верна – всю жизнь занималась лыжами, и сейчас, нет-нет, да и выходит на лыжню, любит бассейн. Из увлечений есть ещё баня. Дача, по словам Валентины Ивановны, занимает восемь соток! Там растёт самое необходимое: клубника, зелень, овощи. Была теплица размером 90 кв.м, где при жизни мужа выращивались знатные огурцы, перцы. Эту двухэтажную дачу муж выстроил собственными руками, холил и лелеял, очень любил проводить здесь время, обустраивать, пристраивать, возделывать. Здесь есть всё, что надо, например, вместительный подвал, игровая площадка для детей и многое другое.
К глубокой печали Валентины Ивановны, некоторые родные и близкие уже умерли: старшая сестра Нина, мама, которую она привезла в Вуктыл и долго ухаживала за ней. Несколько лет назад, после тяжёлой, продолжительной болезни умер муж. Вдовой она стала в 49 лет. И сейчас с благодарностью вспоминает она его заботу и внимание, его любовь и ласку. «Детей Саша вырастил, – уверяет она, – я же всё время на работе, в разъездах, в командировках, училась заочно: нелегко мужчине, если жена – руководитель. И никогда не боялась оставлять девочек на мужа – он и покормит, и постирает, и спать уложит, и косички заплетёт. Всё сам проконтролирует, чтобы девочки были сыты, умыты, одеты по погоде, в садик, из садика, когда в школу пошли – он и на собрания, и уроки проверит. Девочки знали: мама уехала по делам, так надо, но когда она приедет, то всё должно быть в порядке. Конечно, когда я приезжала – всё брала в свои руки, но в моё отсутствие я за дочек была спокойна, и, в основном, не на сестёр оставляла, а на мужа. А ведь работа была у него ответственная, но Саша со всем справлялся. И никогда не перечил мне – занималась ли я общественной работой, задерживалась на работе, если аврал, училась ли заочно – всегда поддерживал и помогал».
Общественной работой, сколько себя помнит Валентина Ивановна, она занималась всегда – и в школе, и в интернате, и на работе. Всегда где-то заседала, что-то занимала, чем-то руководила. Ранее была секретарём парторганизации, председателем совета коллектива, активистом районного женсовета, судебным заседателем. В нынешнее время являлась депутатом последних двух созывов Совета депутатов ГП «Вуктыл», а также председателем Совета, сейчас – член Общественного совета при руководителе администрации МР «Вуктыл». Постоянно занята в выборную кампанию.
Конечно, когда рядом дочери и внуки, жить веселее. Дочки всегда были привязаны к родителям: если папа – защитник и друг, то мама – советчица, которая всегда даст умный и полезный совет, «жилетка», в которую можно сладко поплакать, помощница, которая всегда поддержит. Внуки росли на глазах Валентины Ивановны, и она много времени уделяет им. Например, любит с внучками ходить в бассейн, любит общаться с подрастающим поколением, выслушивать о больших и небольших детских и подростковых проблемках, помогать советом и делом. В семье любят сообща лепить пельмени, это уже традиция семьи Тереховых. Внучки обожают вместе с бабушкой печь кексы, делать салаты из овощей и фруктов. И, признаться, здесь не всегда руководит мама и бабушка, бывает, и дочки, и внучки чему-то научат – сообщат новый рецепт с применением каких-то экзотических ягод или фруктов, предложат умопомрачительное сочетание продуктов, подарят чудесные формы для выпечки… Кстати, вот на 8 Марта дети подарили маме электрическую швейную машинку. Чудо, а не машинка! Шить Валентина Ивановна любила всегда. Правда, времени не находилось обычно для такой женской премудрости, да и не сказать, что Терехова такая уж великая портниха. Но уж шторы подшить, нехитрую одежонку для детей – юбочку, фартучек, а то и постельное бельё (раньше с этим были проблемы) пошьёт запросто. Раньше ведь всех девочек если не в семье, то уж в школе обязательно учили шить. И даже теперь, при всеобщем изобилии, нет-нет, да и сядет Валентина Ивановна по старой привычке за машинку, да и соорудит очередную юбочку для внучки. Она вообще любит мастерить, делать что-то своими руками. Кстати, те давние навыки, которые она получила в детстве в больнице, и та давняя мечта о профессии врача пригодились в дальнейшей жизни: она делает уколы, может ставить капельницы, делать ещё много разных манипуляций, и при этом справляется со всем ловко и сноровисто. Всё это пригодилось при уходе за мамой и мужем, пользуется спросом и сейчас, когда в том или ином случае необходимо помочь близким.
Любит женская половина семейного клана Тереховых и печь куличи, красить на Пасху яйца, чтобы потом, собравшись все вместе за родительским столом, отметить праздник. Вообще, живут они дружно, ходят друг к другу в гости, общаются по телефону и при частых встречах.
Сейчас, конечно, наступает другой период жизни – дочки с семьями уехали, уехали сёстры, племянница, та самая, с которой нянчилась когда-то юная Валя. Но, как говорит Валентина Ивановна, жизнь на этом не заканчивается. Есть телефон и скайп, есть возможность приехать ей самой к дочерям, к родным и близким, или им – к ней. Есть ещё круг друзей и подруг, коллег и знакомых. Есть работа, которая всегда занимала важное место в её жизни и которая получила высокую оценку руководства – В.И. Терехова, имея много наград, в том числе отмечена и званием «Мастер связи Российской Федерации».
Валентина Ивановна признаётся: «Хочется перемен, не могу сидеть на одном месте и заниматься одним и тем же. Сейчас интереснее стало работать – много нововведений, новые технологии, новые требования, программы, приходится соответствовать, учиться. Я всегда училась – на практике, в теории. Училась у знающих людей, у специалистов, подхватывала то новое, что подсказывала жизнь, что внедрялось в производство. За 40 лет работы с кем только ни доводилось работать, всё развитие почтовой связи за сорок лет прошло перед моими глазами, я лично принимала в этом участие, внедряла, осваивала. Конечно, сложно расставаться с какими-то привычками, с привычным ходом дел. Но что делать – прогресс наступает. Постоянно происходит смена кадров. В 2013 году, например, состав коллектива очень заметно обновился, пришли молодые, девочки осваивают навыки работы на почте, мы учим новых сотрудников. Вот сейчас четырёх человек учим бесплатно в колледже связи. И я учу молодых и одновременно учусь вместе с ними. Трудностей в нашей отрасли много, иногда устаю, иногда хочется на отдых, но… Утром встаю и снова иду на работу. Другого я не знаю. Не жалею, что всю жизнь посвятила почтовой связи. Мне хорошо жить в Вуктыле, где я состоялась и как специалист, и как жена и мать. Хорошо на работе, которую я знаю, не побоюсь этого слова, досконально, в своём коллективе, в родном здании, где всё привычно, всё на местах. Другого я не знаю. И я счастлива этим».
Г. БОЧАРНИКОВА.
Комментарии (0)























