Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  
       
Фотогалерея
Главная Наше старшее поколение Жизнь прожить - не поле перейти...

Жизнь прожить - не поле перейти...

8 июля 2020

В нашей республике проживает более 700 жителей в возрасте от 80 лет. Сегодня мы их называем детьми войны. Почти каждому есть что вспомнить и рассказать нам, но есть и те, кто не запомнил ни дня из тех страшных лет.
Александр Константинович Смирнов родился в далеком 1938 году и воспитывался в д. Черняево Вологодской области. Ему было всего три года, когда началась война, он был совсем маленький, чтобы что-то помнить сегодня. Но, тем не менее, то время наложило свой отпечаток на судьбу мальчика. «Родители пережили войну, но недолго прожили после – погибли. Поэтому детство я провел в детдоме, – начал свою историю мой собеседник. – Мать немножко помню, отца не помню совсем».
Без родителей остался не только Александр, но и его две сестры. Старшую взяли на воспитание родственники, а младшая сестра последовала вместе с Александром дорогой детдомовских лет. Не сложно представить жизнь детей первых послевоенных лет: сироты – маленькие бродяги на вокзалах, кочующие от станции к станции, серые костюмы и бритые головы детдомовских мальчишек, короткостриженые девчонки в таких же серых платьях… Все одинаковые.
Детские дома были устроены по-разному, разное и отношение воспитанников к ним. Воспоминания моего собеседника теплые, ведь там, в детдоме, ему помогли сохранить и ум, и здоровье, и душу. В детских домах дети воспитывались до 14 лет. Затем их трудоустраивали в колхозы, совхозы, МТС и другие предприятия, направляли учиться в школы ФЗО, ремесленные училища. Помимо учебы, в каждом детдоме большое внимание уделялось трудовому обучению и самообслуживанию. Воспитанники сами убирали помещения, заготавливали дрова, мыли полы, помогали прачкам в стирке белья, ремонте одежды, ухаживали за скотом и птицей, дежурили кухнях и столовых. Особенно большой трудовой энтузиазм воспитанники детских домов проявляли на работах в подсобных хозяйствах, которые были довольно большими. Поэтому герой моей статьи в свои 14 лет много умел, ко многому был привыкшим.
В 15 лет, после окончания восьмилетки, юного детдомовца отправили на фабрично-заводское обучение: парню нужно было дать образование, чтобы выпустить в жизнь, в самостоятельное плавание. Так он получил плотницкие навыки, с ними и ушел в армию. Попал Александр в артиллерию пехотного полка в Мурманске. Там же получил вторую профессию – шофер. Ездил на целину в Казахстан, возил пшеницу. Такие армейские командировки были длительными и интересными. Правда, навыки шофера по жизни больше не пригодились. Раньше армейская служба длилась 3 года. В отпуск Александр не ездил, не к кому было. Так и отдал долг Родине от звонка до звонка.
Демобилизовался Александр в п. Кырта, по адресу старшей сестры. «В то время военкомат оплачивал дорогу до места пребывания, выдавали специальный военно-перевозочный документ, который менялся на билет в кассе ж/д, по нему добрался до Печоры, а оттуда самолетом в Кырту», – вспоминает мой герой. Так вот в 21 год он и попал на нашу землю и больше ни на что ее не променял.

 
Почти сразу же, молодой и горячий, обзавелся красавицей женой. Жизнь была интересная, много народу в деревне жило, были свой клуб, школа, сельсовет. Роза Семеновна попала в поселок по распределению после обучения на почтового работника. Думала, отработает два года, как надо, и уедет. Однажды снесла Александру прохудившиеся валенки на подшивку и всё, пропала! Он покорил сердце юной Розы, там же в сельском совете в 1960 году молодые расписались, а в будущем пополнили свою семью четырьмя детьми. Так, душа в душу, прожила чета Смирновых много лет…
Александр Константинович более 40 лет проработал в лесу. Начал деятельность на трелёвочном тракторе ТТ-40, в любую погоду нашего сурового севера, изо дня в день, из дождя в мороз, когда летом изнываешь от жары и комаров, а зимой – от собачьего холода и сугробов. «В 40 градусов, конечно же, отсиживались в будке, но уже в 39 выходили работать. Это была первая тракторная техника, без обогрева и условий для работы, даже кабина была еще деревянная. Стоило больших усилий завести эту махину на лютом морозе, – вспоминает Александр Константинович.
Да уж, заводился этот «зверь» вручную, с помощью шнура, намотанного на маховик. Позже пошли другие тракторы, более усовершенствованные. Повышать квалификацию для работы на них герой моей статьи ездил под Сыктывкар. Так и оказалось, что вся жизнь его была связана с тяжелой, выматывающей работой. Александр Константинович награжден медалями «За добросовестный труд» и «Трудовое отличие», а также был отмечен знаками «Победитель социалистических соревнований» 1978 и 1979 годов. Такого удостаивались только лучшие работники того времени.
В конце каждого трудового дня кормилец возвращался в дом, где его ждали любящая жена, подрастающие дети и большое хозяйство. Плюс ко всему, хрупкая Роза Семеновна нуждалась в помощи на своем рабочем посту. Эта маленькая женщина (в прямом смысле этого слова) работала большим человеком – начальником почты, поэтому все тяжелые хлопоты, например, доставку корреспонденции, брал на себя заботливый муж. Почту тогда, как, впрочем, и сейчас, доставляли вертолетом. «Скинут на местность, а эти мешки надо же до почты дотащить, да разобрать, да до адресата доставить. Помогал, а как не помочь».

Лето для Александра было особой порой. Тогда ко всем прочим хлопотам добавлялись огород, сенокос, заготовки, рыбалка, грибы-ягоды. До ухода на рабочую смену он успевал сбегать за грибами, наносить воды с колодца, чтобы на весь день семье хватило, скотину накормить, напоить. Уйдет на выматывающую смену, а по возвращению дела домашние новый старт берут. Жизнь в деревне имеет свой особенный режим, без дела не просидишь.
Дочь Наталья призналась, что нужды в семье не было, папа всегда мог обеспечить их всем необходимым, нужным и полезным. Наталья с любовью вспоминает вылазки с отцом на рыбалку, для нее это самые теплые воспоминания. И как сено заготавливали, и за грибами ездили, и как выхаживали подраненных птиц.
Так случилось, что семью Смирновых покинули трое старших – супруга и двое детей. Сначала, в августе 2007-го, не стало хозяйки, а ведь на ней держался весь мир Смирновых. Потом ушли из жизни Владимир и Ольга. Это были страшные годы для Александра Константиновича, ведь не дай кому Бог пережить своих детей…
Сегодня Александр Константинович живет в Вуктыле, рядом – младшая дочь. Есть внуки и даже правнуки. Внучка Арина, например, живет в другом городе, но о дедушке не забывает, любит с ним по телефону говорить, по возможности приезжает навестить. Дед для нее – пример для подражания и очень уважаемый человек: «Помню, я каждое лето проводила в деревне у дедушки с бабушкой. Дед всегда был строгим, но нас очень любил. Брал с собой на рыбалку, в другие деревни, мне очень нравилось кататься на лодке. Он часто возил нас на противоположный песчаный берег купаться. Очень много времени проводила с ним в сараях и гараже, он даже разрешал играть со своими инструментами. Много воспоминаний из детства, связанных именно с дедушкой. Про свое детство он никогда не рассказывал, о многом мне рассказала мама. Я очень люблю своего дедушку».
Кыртинцы отзываются о своем земляке с большим уважением. Трудоголиком называют одни, парнем-рубахой – другие. Для многих Александр Константинович – «добрый дядька» и для всех – «просто хороший человек, каких поискать нужно».
Себя героем свое жизни Александр Константинович не считает. За время нашей беседы вспоминались только хорошие моменты. Он рассказал много курьёзных случаев, в большей части которых посмеивался над собой. В каждой истории вспоминал своих земляков, соседей, друзей, всех называл по именам и обязательно добавлял фразу: «Хороший мужик был».
Героя своей статьи я давно приметила на улицах города, а точнее – на одной из лавочек вдоль «взлётки». Оказывается, совершать ежедневные прогулки и отдыхать именно на этой лавочке – уже сложившаяся традиция в жизни пожилого человека. Живя на улице Печорской, он каждый день, независимо от погоды, доходит до этой лавочки, отдыхает здесь и возвращается домой. А там, под окном, у него маленький огород, который тоже требует внимания и заботы. Хоть и скромничает Александр Константинович, говоря, что ничего не делает, а только на диване лежит, близкие его рассказывают совсем другую историю.
26 июля Александру Константиновичу исполнится 82 года, это почтенный возраст. Дай Бог ему здоровья и еще многих лет бодрой жизни!
Мария ЯШИНА

 

Комментарии (0)

Реклама
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму