Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
В историю нашего города он вписал свою страницу
Василий Васильевич Жолобчук – ветеран строительной отрасли. Можно сказать, что он имеет отношение ко всем городским и промышленным объектам Вуктыла. Один только перечень строительных специальностей, которыми он владеет, чего значит! Судите сами: машинист изоляционно-очистных машин, электрогазосварщик, машинист трубоукладчика, изолировщик, слесарь-сантехник. К тому же довелось ему поработать и вальщиком леса. Так у него жизнь сложилась. И ничего удивительного в этом нет: кто-то, бывает, всю свою жизнь верен одной профессии и одному месту работы, а кто-то, как, например, Василий Васильевич, живёт по поговорке: «и швец, и жнец, и на дуде игрец».
Родился он в Западной Украине, специальность электрогазосварщика получил в Севастополе, а когда призвали в армию, то попал в строительные войска, где отслужил три года. Перед дембелем задумался: куда податься, чем заняться? На родине с работой дело обстояло сложно, помогать ему особо некому было – у родителей он был первенцем, подрастал у них второй сын, а когда служба в армии Василия уже подходила к концу, в семье появился ещё один малыш. Поэтому когда так называемые вербовщики стали звать отслуживших в стройбате парней на заработки на Север, для работы в лесу, то Василий решил рискнуть. Так в 1966 году бравый дембель оказался в Койгородском районе Коми АССР и устроился в Кажимском леспромхозе вальщиком леса.
Очень понравилось ему в Кажиме – сравнительно мягкий климат, красивая и богатая природа, обилие грибов и ягод, озёр и речек, хорошие люди, крепкий коллектив, работа по силам. Вскоре и женился. Да и как было не жениться? Симпатичный, весёлый, спортивный парень тут же оказался в зоне особого внимания местных невест и не устоял перед обаянием красивой и скромной девушки Нины Хариной.
Но и в Кажиме не усидел и в 1970 году подался на строительство газопровода в наши края. Один год поработал в СМУ-11 треста «Вуктылстрой» сварщиком, затем перевёлся в СМУ-18, а когда это управление стало «разваливаться», перешёл в СУ-15. Когда он начал работать в СМУ-18, то главным инженером, как он помнит, был тогда Мерзликин, а начальниками – Михаил Тимофеевич Шишкин, затем Николай Васильевич Костенко, прорабом – Геннадий Петрович Севрикеев. «Довелось нам поработать по всей трассе газопровода, - вспоминает Василий Васильевич, – были мы и на СП-2, и на СП-3, и на СП-4, и на СП-5. Работал машинистом изолировочной машины, а как переводили в посёлок, то становился сантехником. Ни один жилой дом в Вуктыле я не пропустил, везде налаживал сантехнику. В каждой работе были свои трудности. Помню, тянули мы как-то с Савинобора до Нижнего Одеса нефтепровод, так я это расстояние пешком прошёл, года два там работал, даже зимой. Бывало, выезжаем на трассу, а мороз минус 47-48 градусов, берёшь плёнку изолировочную, а она от мороза лопается в руках! Запомнились мне с тех времён многие люди. Например, Александр Загорулько, он был машинистом трубоукладчика. Но большинство тех, с кем довелось поработать в то время, уехали из Вуктыла или уже умерли. Сейчас редко кого встречаю, разве что помоложе кто был, девчонок – штукатуров и маляров. Хотя этим девчонкам уж тоже за шестьдесят…»
Следом за главой семьи в Вуктыл приехала жена. У супругов, кстати, четверо детей: старшие дети, дочка и сын, родились в Кажиме, а младшие, тоже дочка и сын, в Ухте. Сначала семья обитала в полевом городке «Романтика», а в 1977 году Жолобчукам дали квартиру в посёлке, так как большой семье в одном вагончике было тесно. В этой квартире в панельном доме по улице Комсомольской супруги живут до сих пор.
Жена до пенсии работала в ВГПУ, в охране, а Василий Васильевич так и продолжал трудиться в тресте «Вуктылстрой». За работой и не заметил, как выросли дети. На родину, как вспоминает сейчас ветеран, не ездил лет тридцать. С младшим братом они так и не сдружились, ведь тот родился, когда старший уже демобилизовался и уехал далеко от родных мест. А родители умерли: крестьяне, они потом переехали в город и ушли из жизни один за другим. «Так получилось, что я их и не хоронил, – с горечью вспоминает Василий Васильевич. – На одни похороны я не смог поехать, так как был в командировке в Усть-Цильме, где мы строили трёхэтажный панельный дом, брат написал мне об этом только через три месяца. На вторые тоже не пришлось. Поэтому в моей памяти они, как живые. Мне всё кажется, что они так и живут в нашем доме и ждут меня, и если я приеду в гости, они выйдут навстречу…»
Сейчас ветерану отрасли и Вуктыла уже 70 лет. Как много лет назад он влюбился в природу Севера, так и продолжает восхищаться ею. Много лет увлекался рыбалкой и охотой. Но стало болеть колено, ходить приходится с тросточкой, какая уж тут рыбалка, а тем более охота. «Но и то, – говорит Василий Васильевич, – как-то раз не вытерпел и удрал на рыбалку. Жена кричит: ты куда?! А меня и след простыл. Приковылял, влез в лодку и от души порыбачил. Когда пришёл домой с рыбой, жена, конечно, удивилась, ругала меня, но душу я отвёл. Не могу без природы».
Не только без природы, но и без работы не может сидеть Василий Васильевич, это уж старая закалка. «Как люди, порой, совсем молодые, без дела шляются по городу? – удивляется он. - Тут и здоровья особого нет, и лет много, и то не могу бездельничать».
С бездельем у Василия Васильевича, как ни крути, ничего не получается. Да и как получится, если у него дача! Участок он купил много лет назад у знакомой женщины, тоже когда-то работавшей в СМУ-18, но собравшейся уезжать из Вуктыла навсегда. Там было немного земли и дощатая избушка. Место болотистое. Прежняя хозяйка завозила землю, песок и торф, грядки подпирала арматурой. Василий Васильевич решил по-другому всё обустроить. Прибавил ещё и соседнюю территорию, вложил много сил и со временем превратил участок в ухоженную дачу, где произрастает всё необходимое. Вон, например, какие кабачки вызревают, на зависть многим, бокастые, гладкие. Да и остальному душа радуется.
Соседи по даче – все свои, бывшие строители. «У нас клуб образовался, по интересам, или клан, – шутит Василий Васильевич. – Рядом, например, дача Севрикеева. Помогаем друг другу советом и делом, общаемся». Дачу сторожат две собачки, лайке Ласке – три года, а не так давно приблудилась ещё одна, небольшая такая собаченция. Пожалел её Василий Васильевич, стал подкармливать – уж больно она ему понравилась, умненькая такая. Но тут знакомая женщина уговорила отдать её ей. Отдал, подумав, что собаке нужен постоянный хозяин. Но через неделю собачка прибежала обратно, Ласка обрадовалась, и, как рассказывает Василий Васильевич, он потом с интересом наблюдал, как собаки о чём-то долго «переговаривались»: одна взлаивая и ворча, как бы «рассказывала» подружке о пережитом, а другая внимательно слушала, шевеля ушами, временами тоже взлаивала, то одобрительно, то будто сочувствуя и одобряя… С тех пор так и живут вместе, дружно, не ссорясь. Но хозяину двух собак приходится каждый день ходить на дачу, кормить их, хоть в дождь, хоть в жару. А что делать? Живые же существа.
Василий Васильевич всегда с удовольствием вспоминает то время, когда строился наш город, как возводились жилые дома, корпуса промышленных объектов. «Хорошее было время, – улыбается он, – у нас в управлении работало столько интересных людей, со всех сторон приезжали, с разными судьбами. Коллектив хороший был. И начальство к нам со всем уважением относилось. Помню, как аэропорт строили. На его строительстве задействованы были и ухтинцы, они песок из карьера возили, мы их звали «дикой дивизией» и побаивались: у них заработок зависел от количества сделанных рейсов, так их ЗИЛки летали на огромной скорости туда-сюда. Строил я и водовод. Работать там было очень тяжело – болота, грязь, комары. К тому же рядом – зона в Подчерье, и на месте ничего нельзя было оставлять – зэки сопрут в одночасье. В качестве сантехника я свои руки приложил чуть ли не к каждому дому в Вуктыле. Да ладно бы только в Вуктыле – довелось мне объездить весь север. Меня постоянно отправляли в командировки: работал на строительстве компрессорной станции в Архангельской области, в селе Брыкаланске Ижемского района строил школу, в Усть-Цильме – жилой дом. Такая вот работа, что поделаешь…
Но не думайте, что мы только работали, мы и спортом успевали заниматься. Я лично футболом всегда увлекался. На СМП стадион располагался, правда, он не совсем ровный был, чуть под уклон, так вот мы там встречи проводили между командами разных предприятий, я за трестовскую команду «Строитель» играл. Это в семидесятые годы было, когда мы ещё в «Романтике» жили. А рядом – ещё полевые городки «Берёзка» и «Северное сияние», они друг за другом «шли». И в них строители с семьями жили. Вообще, весело тогда как-то жилось, дружно, все молодые были, работали вместе, детей растили, помогали друг другу...
Перед пенсией я успел поработать и на Таёжке, и в девятиэтажке напротив больницы – это уже последние дома, которые я достраивал. И вот уже 15 лет на пенсии. Пенсия небольшая – так получилось, что чуть не доработал до «вредного» стажа. Да почти все наши бывшие строители получают мало. Мы, можно сказать, забытые люди. Одно время, давно уже, получали какие-то копейки дополнительно, то по одной тысяче в год, то по пятьсот, а потом и этого не стало. Всё заглохло. Никому мы не нужны…»
Трое детей супругов Жолобчуков живут в Вуктыле, один сын работает в охране ВГПУ, другой – в РСУ ВГПУ плотником, дочь – воспитатель в детском саду «Солнышко». Ещё одна дочь живёт с семьёй в Сосногорске, вместе с мужем работает на железной дороге. Дети подарили родителям четверых внуков. В домашних фотоальбомах Жолобчуков хранятся разные снимки, свидетельствующие о жизни этой семьи, рассказывающие о знаменательных датах и событиях: на одних – родственники, коллеги и друзья, на других – дети и внуки. Многие из фотографий сделаны самим Василием Васильевичем при помощи фотоаппарата ФЭД. Как он признаётся, в молодости очень любил это дело – фотографировать, потом проявлять плёнки, колдовать в свете красного фонаря над увеличителем, над ванночками с проявителем и закрепителем, потом сушить и глянцевать снимки. И, что интересно, лучше всего у него получались снимки детей. Он и сейчас с удовольствием показывает фотографии сыновей и дочек. Как он говорит, у него всегда было какое-нибудь занятие, кроме работы, и он никогда не сидел сложа руки.
2013 год стал для супругов знаменательным, полным круглых дат и юбилеев. Судите сами, Василию Васильевичу исполнилось в этом году 70 лет. Его супруге Нине Николаевне – 65 лет, также они отметили 45-летие совместной жизни.
Помните строчку из старой советской песни: «Не каждому дано так щедро жить – на память людям города дарить»? Василию Васильевичу Жолобчуку это удаётся – жить щедро. И в историю нашего города он вписал свою страницу.
Г. БОЧАРНИКОВА.
Фото автора.