Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
26272829   
       
Фотогалерея
Главная Культура и искусство Финно-угорские народы: история и культура

Финно-угорские народы: история и культура

7 ноября 2023

Среди проживающих сегодня на планете есть немало уникальных, самобытных и даже немного загадочных народов и народностей. К таким, несомненно, можно отнести и финно-угорские народы, которые считаются самой крупной этноязыковой общностью в Европе. В нее входят 24 народа, 17 из которых проживают на территории РФ.

Состав этноса

Все многочисленные финно-угорские народы делятся исследователями на несколько погрупп:

- прибалтийско-финская, костяк которой составляют довольно многочисленные финны и эстонцы, образовавшие собственные государства. Сюда же относятся сету, ингерманландцы, квены, выру, карелы, ижорцы, вепсы, водь и ливы;

- саамская (лопарская), в которую входят жители Скандинавии и Кольского полуострова;

- волжско-финская, включающая в себя марийцев и мордву. Последние, в свою очередь, делятся на мокшу и эрзю;

- пермская, в состав которой входят коми, коми-пермяки, коми-зыряне, коми-ижемцы, коми-язьвинцы, бесермяне и удмурты;

- угорская, к которой относятся разделенные между собой сотнями километров венгры, ханты и манси.

Исчезнувшие племена

Среди современных финно-угров есть и многочисленные народы, и совсем маленькие группы – менее 100 человек. Есть и такие, память о которых сохранилась только в древних летописных источниках. К исчезнувшим, например, относятся меря, чудь и мурома. Меряне строили свои поселения между Волгой и Окой еще за несколько сотен лет до нашей эры. По предположению некоторых историков впоследствии этот народ ассимилировался с восточнославянскими племенами и стал прародителем марийской народности. Еще более древним народом являлся мурома, проживавший в бассейне Оки. Что касается чуди, то эта народность обитала вдоль Онеги и Северной Двины. Существует предположение, что это были древнефинские племена, от которых произошли современные эстонцы.

Регионы расселения

Финно-угорская группа народов сегодня сосредоточена на северо-западе Европы: от Скандинавии до Урала, Волго-Камья, Западно-Сибирской равнины в нижнем и среднем течениях Тобола. Единственный народ, который образовал свое государство на значительном удалении от собратьев – венгры, проживающие в бассейне Дуная в районе Карпатских гор.

Наиболее многочисленный финно-угорский народ в России – карелы. Помимо Республики Карелия, многие из них живут в Мурманской, Архангельской, Тверской и Ленинградской областях. Большая часть мордвы проживает в Республике Мордва, но немало их расселилось и в соседних республиках и областях страны. В этих же регионах, а также в Удмуртии, Нижегородской, Пермской и других областях тоже можно встретить финно-угорские народы, особенно немало здесь марийцев. Хотя основной их костяк проживает в Республике Марий Эл.

Республика Коми, а также близлежащие области и автономные округа – место постоянного жительства народности коми, а в Коми-Пермяцком АО и Пермской области проживают из ближайшие «родственники» – коми-пермяки. Более трети населения Удмуртской Республики составляют этнические удмурты. Кроме этого, небольшие их сообщества живут во многих ближайших регионах. Что касается хантов и манси, то их основная часть проживает в Ханты-Мансийском АО. Кроме того, большие общины хантов живут в Ямало-Ненецком АО и Томской области.

Количественный состав

Всего в мире проживает около 25 миллионов человек, относящихся к финно-уграм. Наиболее многочисленные из них – венгры, которых насчитывается более 15 миллионов. Финнов почти в три раза меньше – около 6 миллионов, а численность эстонцев – немногим больше миллиона. Численность остальных народностей не превышает миллиона. Самыми малочисленными народностями являются ливы, численность которых не превышает 400 человек, и водь, община которых состоит из 100 представителей.

Экскурс в историю

О происхождении и древней истории народов, относящихся к финно-угорским, существует несколько версий. Наиболее популярной из них является та, что предполагает наличие группы людей, говоривших на так называемом финно-угорском праязыке, примерно до III тыс. до рождества Христова сохранявшей единство. Эта финно-угорская группа народов проживала в районе Урала и западного Приуралья. В те времена предки финно-угров поддерживали связь с индо-иранцами, о чем свидетельствуют всевозможные мифы и языки. Позднее единое сообщество распалось на угорское и финно-пермское. Из второго впоследствии выделились прибалтийско-финская, волжско-финская и пермская языковые подгруппы.

Разделение и обособление продолжалось вплоть до первых веков нашей эры. Родиной предков финно-угров ученые считают регион, находящийся на границе Европы с Азией в междуречье Волги и Камы, Приуралье. При этом поселения находились на значительном удалении друг от друга, что, возможно, и явилось причиной того, что они не создали своего единого государства. Основными занятиями племён были земледелие, охота и рыболовство. Наиболее ранние упоминания о них встречаются в документах времен Хазарского каганата. На протяжении многих лет финно-угорские племена выплачивали дань булгарским ханам, входили в состав Казанского ханства и Руси.

В XVI-XVIII веках территория финно-угорских племен начала заселяться тысячами переселенцев с различных регионов Руси. Хозяева зачастую сопротивлялись такому нашествию и не желали признавать власть русских правителей. Особенно яростно сопротивлялись марийцы. Однако, несмотря на сопротивление, постепенно традиции, обычаи и язык «пришельцев» стали вытеснять местную речь и верования. Ассимиляция усилилась в ходе последующей миграции, когда финно-угры стали переезжать в различные регионы России.

Финно-угорские языки

Изначально существовал единый финно-угорский язык. По мере того, как группа делилась и различные племена расселялись всё дальше друг от друга, он видоизменялся, распадался на отдельные наречия и самостоятельные языки. До настоящего времени финно-угорские языки удалось сохранить как крупным народам (финны, венгры, эстонцы), так и небольшим этническим группам (ханты, манси, удмурты и т. д.). Так, в начальных классах ряда российских школ, где обучаются представители финно-угорских народов, изучают саамский, хантыйский и мансийский языки. Коми, марийцы, удмурты, мордва также могут изучать языки своих предков, начиная со средних классов.

Другие народы, говорящие на финно-угорских языках, могут также разговаривать на диалектах, схожих с основными языками группы, в которую входят. Например, бессермяне общаются на одном из наречий удмуртского языка, ингерманландцы – на восточном диалекте финского, квены говорят на финском, норвежском или саамском языках. В настоящее время общих слов во всех языках народов, относящихся к финно-уграм, едва наберется около тысячи. Так, «родственную» связь различных народов можно проследить в слове «дом», которое у финнов звучит, как koti, у эстонцев – kodu. Схожее звучание у «куду» (морд.) и «кудо» (марийск.). Живя рядом с другими племенами и народами, финно-угры не только перенимали от них культуру и язык, но и щедро делились своими. Например, в «богатый и могучий» вошли такие финно-угорские слова как «тундра», «килька», «салака» и даже «пельмени».

Литература

Финно-угорская литература условно разделяется на три группы:

- западная, в которую входят произведения венгерских, финских, эстонских писателей и поэтов. Эта литература, на которую оказывала влияние литература европейских народов, имеет самую богатую историю;

- российская, становление которой начинается с XVIII века. К ней относятся произведения авторов коми, марийцев, мордвы, удмуртов;

- северная – самая молодая группа, получившая развитие лишь около века назад. К ней относятся произведения мансийских, ненецких, хантыйских авторов.

При этом у всех представителей этноса богатое наследие имеет устное народное творчество. У каждой народности есть многочисленные былины и легенды о героях прошлого. Одним из наиболее знаменитых произведений является карело-финский народный эпос «Калевала», повествующий о жизни, верованиях и обычаях предков.

Религиозные предпочтения

Большинство народов, относящихся к финно-уграм, исповедует православие. Финны, эстонцы и западные саамы придерживаются лютеранской веры, а венгры – католической. При этом в обрядах, большей частью свадебных, сохранены древние традиции. А удмурты и марийцы в некоторых местах до сих пор сохраняют свою древнюю религию, поклоняются своим богам и исповедуют шаманизм.

Особенности национальной кухни

В древности главным продуктом питания финно-угорских племен была рыба, которую жарили, варили, вялили и даже употребляли в пищу сырой. При этом для каждого вида рыбы был свой способ приготовления. Использовали в пищу и мясо лесных птиц и мелких зверьков, пойманных в силки. Наиболее популярными овощами были репа и редька. Пищу обильно приправляли пряностями, такими как хрен, лук, борщевик и т. д. Из ячменя и пшеницы финно-угорские народы готовили каши, кисели. Их же использовали и для наполнения домашних колбас.

Современная кухня финно-угров, испытавшая сильное влияние соседних народов, почти не имеет особенных традиционных черт. Но почти у каждого народа есть хотя бы одно традиционное или ритуальное блюдо, рецепт которого был донесен до наших дней практически в неизменном виде. Отличительной особенностью кулинарии финно-угорских народов является то, что в приготовлении пищи предпочтение отдается продуктам, выращиваемым в месте проживания народности.

Памятники архитектуры

Памятники культуры финно-угорских народов в виде поселений, захоронений, предметов быта и украшений археологи находят на всей территории обитания этноса. Большая часть памятников относится к началу нашей эры и раннему средневековью. Многие народы сумели сохранить свои культуру, традиции и обычаи вплоть до сегодняшнего дня. Чаще всего они проявляются в различных обрядах, танцах, в одежде и обустройстве быта. А если мысленно «вычесть» из культурного наследия народов жилище, кухню, костюм, фольклор и так далее, что останется? Правильно, архитектура.

Финны

В России уцелело много памятников финской культуры 19-20 веков. Это «старый город» Выборга, где старейшие здания (в основном, укрепления) строились в 12-16 веках еще шведами и имеется один из лучших в России исторических центров в стиле «северного модерна». Похожа на Выборг, хотя и многократно меньше по масштабу, Сортавала в Карелии. Сохранились кирхи начала ХХ века в Зеленогорске, Приморске, селе Мельниково, Приозерске, Лахденпохье.

Вепсы

Так как народ невелик и живет в деревнях, вся его культура укладывается в понятие «сельская». Однако у вепсов есть своя культурная «столица» – Шелтозеро, в котором есть и свои памятники архитектуры.

Саамы и «протосаамы»

Саамы оставили огромное количество культовых памятников. Это сейды – священные камни, в которых, согласно поверьям, живут духи, и лабиринты – сложнейшей формы сооружения из камней и дёрна, в центре которых сложены каменные пирамидки.

Сейды порой образуют скопления-стоунхенджи, причем многие из сейдов поставлены на «ножки», а многие образуют подобия скульптур-бюстов: камень-тело, с боков камни-руки, сверху камень-голова, причем не всегда человеческая. Существует два таких «стоунхенджа»: гора Воттоваара в Западной Карелии и остров Русский Кузов между Кемью и Соловками.

А вот лабиринты были созданы древней «протосаамской» культурой, которая также оставила каменистые курганы и фигурные выкладки. Легче всего увидеть лабиринты на острове Большой Заяцкий в Соловецком архипелаге – там сохранилось около 1/3 лабиринтов мира, в том числе крупнейшие из них. Предназначение лабиринтов до сих пор не выяснено.

Ненцы

У ненцев имеются памятники шаманства. Когда-то их священным островом был Вайгач, и на нем стоял их главный идол. По легенде, жрецы разошлись с Вайгача по четырем сторонам света и основали четыре новых святилища. Ныне языческие памятники Вайгача разрушены, но из 4четырех святилищ уцелели два. Первое – Кузьмин просек в Канинской тундре («западное» святилище), до сих пор действующее и почитаемое. Как его найти – загадка. Другое хранится в краеведческом музее г. Сыктывкара – идол с берегов залива Тарасовей («южное» святилище). Он представляет собой огромную корягу, вертикальные палки которой украшены вырезанными из дерева человеческими лицами, а горизонтальные напоминают головы то ли медведей, то ли китов, то ли драконов.

Коми

Коми избы-керки – одни из самых интересных сельских жилых построек. Однако своей архитектуры и своих «достопримечательностей» коми не создали. Можно отметить разве что весьма оригинальные деревянные дома на улицах Сыктывкара.

Коми-пермяки

Их культурное наследие также не сохранилось. Когда-то в поселке Керчевский была уникальная часовня, в которой деревянный христианский храм строился вокруг пермяцкого священного дерева, но ее сломал в 1980-е начальник рейда, который боялся, начальство из Москвы будет делать ему выговоры за ее удручающее состояние. Этим он уничтожил единственный и бесспорно ценнейший памятник коми-пермяцкой культуры.

Удмурты

У удмуртов хорошо сохранилась сельская архитектура, но особо стоит отметить памятники удмуртского язычества – куалы (святилища). Куала представляет собой небольшую простую срубную постройку с открытым очагом, в которой проводились семейные и календарные обряды жертвоприношения. Всего уцелело 2 куалы – одна в музее Лудорвай («семейная» куала, некогда такие стояли в каждой усадьбе), вторая – в деревне Кузебаево («родовая» куала, ныне действующая).

Мордва и древние меря

Собственно «мордовской» осталась только сельская архитектура, да и та очень бедная. Впрочем, в Саранске можно увидеть много памятников резьбы по дереву на фасадах домов. А вот древняя меря оставила кое-какие языческие памятники, в частности, знаменитый Синий камень в Переславле-Залесском.

Марийцы

Марийцы сохранили веру предков, часто называемую язычеством. Всего около 54% марийцев придерживаются родной веры, большинство – двоеверы, 14% – так называемые «чимари», исповедующие только марийскую традиционную религию. Язычеством эта религия перестала быть уже давно, эволюционировав в монотеизм с верховным богом Кугу-Юмо, остальные божества выполняют роль «святых».

В Марий Эл действует более 560 священных рощ, где периодически проводятся ночные молебны, которые ведут жрецы, называемые «картами». Есть ряд особо чтимых рощ: Цепельская в Васильсурске, Шарангская в Нижегородской области, но особенно Чимбулатов камень в Кировской области – могила легендарного богатыря Чимбулата, хранителя марийского народа. Камень (утес на берегу реки) пытались взорвать в 1830 году, но он до сих пор существует и почитаем.

Сохранять и приумножать

С целью сохранения культурного наследия финно-угорских народов и передачи традиций и обычаев предков будущим поколениям повсеместно создаются всевозможные центры и организации. В нашей стране этому уделяется большое внимание. Одной из таких организаций является некоммерческая ассоциация Поволжский центр финно-угорских народов, созданный в 2006 году. В рамках своей работы центр не только помогает большим и малым финно-угорским народностям не утратить свою историю, но и знакомит с ней другие народы России, способствуя укреплению взаимопонимания и дружбы.

Известные представители

Как и в каждом народе, есть у финно-угров и свои герои. Известный представитель финно-угорского народа – няня великого русского поэта Арина Родионовна, которая была родом из ингерманландской деревни Лампово. Также финно-уграми являются такие исторические и современные личности как патриарх Никон и протопоп Аввакум (оба были мордвинами), физиолог В. М. Бехтерев (удмурт), композитор А. Я. Эшпай (мариец), спортсменка Р. Сметанина (коми) и многие другие.

Подготовила Е. НЕТРЕБКО

Комментарии (0)

Реклама
https://siyanie-severa.ru/files/62/64/Respublika_Komi_banner_3h6_VDP_page_0001.jpg
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму