Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Фотогалерея
Главная Общество Притяженье Усть-Цильмы

Притяженье Усть-Цильмы

11 июля 2012
Притяженье Усть-Цильмы

Усть-Цильма - село своеобразное, в чём-то уникальное, населённое русскими людьми. Проживает здесь (по данным на 1 января 2012 года) 5363 человека.

Около пяти столетий назад, в 1542 году, слободчик Ивашка Ластка, заручившись грамотой царя Ивана IV Васильевича по прозвищу  Грозный, поселился на этих приполярных, отдалённых от центра страны безлюдных  землях, богатых заливными лугами, речками и озёрами, дичью и рыбой, пригодных как для земледелия и животноводства, так и для охоты и рыболовства.  Почти пять веков назад, после раскола церкви, сюда, спасаясь от преследования царских опричников и последователей новой церкви, пришли люди, оставшиеся верными прежней, старой вере - старообрядцы. Крестились они двумя перстами, отрицали пышность религиозных обрядов, верили истово, попов у них не было:  признавали только наставника, человека грамотного, умеющего читать священные книги и давать наставления, советы, толковать  писание, которого выбирали из своих же. Жили скромно, своим трудом, надеясь только на себя.

Они расселились сначала по речке Пижме, но когда и туда добрались солдаты, часть старообрядцев сожгли себя вместе с детьми в скиту, а часть ушла на Цильму, приток Печоры, куда и сейчас добираться крайне трудно, и разными видами транспорта, вплоть до лодки и лошади.  Их духовный лидер и наставник протопоп Аввакум, как известно, после длительного заключения в яме  и пыток был сожжён в Пустозёрске, находившемся не так уж и далеко от Усть-Цильмы, вниз по Печоре. Сейчас там действительно пусто - только памятный крест стоит.

И в царское, и в советское время село часто использовали как место ссылки неугодных режиму людей, репрессированных: русских немцев, литовцев, представителей других национальностей и народностей. Ещё в царское время здесь усилиями учёного-исследователя  Севера Андрея Журавского была основана научно-исследовательская опытная станция (посёлок Опытное поле). До 1927 года этот край относился к Архангельской губернии. И первые комсомольцы, и первые коммунисты пришли сюда из Архангельска. В их числе был и брат моей бабушки Константин Карелин.

Усть-цилёма - так они себя называют,  просили в своё время новые власти об оставлении их в ведении Архангельска (сохранились документы о ходоках с Печоры, которые вместе с несколькими пудами масла привезли прошение об этом), но, приняв масло, большевики, тем не менее, местность передали в состав Коми края, нынешней Республики Коми. И то сказать - слишком отдалённый край от Архангельска, за Тиманским кряжем, за непроходимыми лесами и болотами, безлюдный, бездорожный. Географически ближе он оказался к Коми и к Усть-Сысольску.

Мои дедушка и бабушка с детьми прибыли в Усть-Цильму из Архангельска незадолго до начала Великой Отечественной войны. Дедушка был землемером. А бабушка, окончившая гимназию, учительницей. Из-за войны и остались  на неродной земле. Кстати, большинство репрессированных после 1953 года покинули эти места навсегда. Мама окончила в Архангельске пединститут, и, получив распределение в Варандей, под Воркуту, приехала ненадолго к родителям.  Папа, почвовед по образованию, прибыл по распределению на работу на Опытное поле. Они встретились... Так Усть-Цильма стала моей родиной.

Усть-Цильма и поныне остаётся труднодоступным местом. В этом убеждаешься каждый раз, когда пытаешься посетить родные места. Раньше до села можно было добраться только по воздуху - самолёты так и сновали между столицей Коми и Ухтой, сёлами и деревнями района. Добирались быстро и дёшево.  Аэропорт был крайне оживлённым местом. Сейчас самолёты летают два раза в неделю, билеты дорогие. Но на праздники билеты были раскуплены мигом, даже на дополнительный рейс. Трудно было достать билеты и на поезд: я  от Ухты до Ираёля ехала в общем вагоне, и то купила билеты в последний момент (спасибо, помогли в нашем трансагентстве), и ночь коротала на ухтинском вокзале.

Путь по земле от станции Ираёль был открыт только в нашем веке, если не изменяет память, в  2003 году. Он примерно такой же, как и наш. От станции до села 270 километров. Из них 220 - до переправы, потом грунтовка. Но и эти 220 км не все асфальтированы. Переправа в местечке Плоткин Нос длиннее, чем у нас: Печора здесь намного шире. Паром, заполненный автомобилями всех мастей, движется медленнее и дольше, двигает его небольшое судно-буксирчик. Так и вспоминаются незабвенные поэтические строки: "Перевозчик, перевозчик, перевези меня на тот берег, на тот берег, домой…".

Транспорт от железнодорожной станции Ираёль - автобус и такси. С таксистами лучше договариваться заранее, путь на такси быстрее, и билет стоит всего на сто рублей дороже автобусного. Вперёд, от Ираёля до Усть-Цильмы, я добиралась на автобусе (место забронировали и оплатили заранее). К слову сказать, народу в Ираёле высадилось немеряно-несчитано, и все немедленно кинулись к транспортным единицам всех мастей, которыми была запружена вся площадь у вокзала. Добирались почти пять часов, с остановкой в Диюре, у столовой, где пообедали (кстати, обратно ехала на восьмиместном "Фольксвагене", взяли прямо от дома, ехали с комфортом, быстро, с ветерком). 

Но все неприятности, связанные с дорогой, забываются, когда добираешься, наконец, до места, когда после долгой тряски появляются, наконец, жилые дома...

Село ныне поражает своими размерами. Оно разрослось неимоверно. Усть-цилёмы никогда не ждали милостей от властей - жили своей жизнью, своим трудом: ловили рыбу, держали скот, выращивали картошку, появившуюся здесь, на Крайнем Севере, благодаря тому же Андрею Журавскому, который вывел сорта, пригодные для сурового климата (половина района находится за Полярным кругом). Раньше староверы даже отказывались от пенсий, крестили детей сами (регистрировали в загсе под одними именами, а крестили - под другими). Протянулось село вдоль Печоры на несколько километров, и раньше-то границы между деревнями Чукчино, Коровий ручей, Карпушовка были смазаны, а сейчас и вовсе всё слилось воедино. Растёт оно ныне и вширь - там, где раньше были поля,  где мы детьми катались на лыжах и играли в "Зарницу", сейчас всё застроено крепкими, красивыми домами. Посудите сами: в местечке Гусихи, где в прошлом веке были поля, перелески и дорога в аэропорт, за 10  последних лет выросли более 250 домов!  Застроенными оказались и местечки Семёнов холм, Федосеевка. Только в 2011 году в селе были возведены более 20 домов! Появились новые улицы: Лесная, Полевая, Свободы, Мира, Дружбы, Лесная поляна, Новосёлов, Пионерская, Солнечная…

Сельчане всегда строили дома сами, причём, просторные, крепкие, с надворными постройками для скота, для хранения сена, с огородами, банями. Семьи всегда были многодетными. Обычно всем сыновьям строили дома, или каждому в отдельности, или один большой двухэтажный дом на четыре семьи. Дочери уходили в семьи мужей.

Ну, можно много рассказывать об истории села и обычаях усть-цилёмов. Расскажем о празднике. Усть-Цильма - село, где по улице чинно-важно гуляют лошади и коровы, оставляя в задумчивости «лепёшки», во дворах блеют бальки и мекают козы, в тишине слышны звуки топора и пилы, лай собак.  Старое и новое здесь переплетено-перемешано - по ухабистым закоулочкам лихо носятся иномарки, старинные дома-пятистенники отделаны современными материалами и сверкают пластиковыми окнами, по улицам вышагивают на шпильках модно одетые молодки и девицы, бодро семенят старушки в древних сарафанах, степенные старики с окладистыми бородами важно шествуют по своим делам, резвые усть-цилемские дети катаются на велосипедах с наушниками в ушах.

Издревле в Петров день, 12 июля, отмечают здесь праздник - Красную горку. С некоторых пор праздник стал иметь статус республиканского фольклорного. В этот день к вечеру усть-цилемские женщины в старинных горочных нарядах и мужчины в красных косоворотках, подпоясанные плетёнными из разноцветных ниток поясами, идут по главной улице, собираясь в середине села (теперь на стадионе). И водят так называемый хоровод с соблюдением семи фигур ("вожжи", "столбы" и др.), распевая специальные горочные песни. Уху, не привычному к усть-цилемскому говору, и не разобрать слова тех песен. Да и не надо: тут главное мотив, ритм, а не смысл. В песнях много старинных, диалектных, ныне не употребляемых слов, и чужакам нужен переводчик, чтобы понять их значение.  Кстати, за многие десятилетия не один учёный  защитил диссертацию, изучая лексику, говор, диалект усть-цилёмов, сохранивших все богатства древнерусского языка. Поются песни протяжно, с цоканьем, с мягкими согласными.

Традиционная нарядная одежда усть-цилемских женщин стоит отдельного описания. Иным сарафанам и платам (канафатным, то есть, золотым, и рипсовым) по сто и более лет, передаются они от матери к дочери, из поколения в поколение, не стираются, а только проветриваются, хранятся в сундуках. Сарафаны, рукава (типа блузок под сарафаны), фартуки - парчовые, бархатные, атласные, шелковые. В старину усть-цилемские мужчины привозили ткани на наряды своим жёнам и дочерям, платы (цельные и так называемые "половинки") издалека, например, с Чердыни, из Архангельска, Вологды, выменивая на рыбу, дичь, пушнину. И имели они происхождение иранское, индийское, так сказать, восточное. В общем, традиционный женский костюм усть-цилёмок - это отдельная история.  

В ночь с 11-го на 12-е вся Усть-Цильма идёт отмечать Петровщину - канун Петрова дня. Раньше уезжали за реку, где встречали солнце (хотя в Усть-Цильме оно в этот период почти не заходит). Главное блюдо Петровщины - каша. Раньше варили её из нескольких круп, например, рис с пшеном, сейчас варят пшённую. Обычай этот имеет обрядовую историю: варят её, чтобы помянуть предков, ведь душа умершего, по поверьям, превращается в птицу. И чем, как не крупяной кашей, накормить её? И, кстати, с 13 июля, на следующий после Петрова дня день начиналась сенокосная страда, и половина села уезжала за реку, на заливные луга, чтобы заготовить сено и силос на долгую зиму.

Нынче празднование Петрова дня совпало с 470-летием села. Празднества длились целую неделю.  А начались они 7 июля так называемой детской Горкой, когда на Народную поляну вышли в горочных нарядах дети. Все дни были наполнены мероприятиями, например, в один из дней прошло открытие мемориальной таблички на родовом доме рода Фёдоровых (это тоже отдельная история - в Усть-Цильме семьи могут носить разные фамилии, но принадлежать одному роду и иметь одно родовое прозвище, только по нему и узнаются родственники). На открытие памятной доски приехали потомки рода  Фёдоровых отовсюду - например, красавица-молодка Юля с чёрной косой до пояса и её 4-летний сынишка Сэм, говорящий на трёх языках, прилетели из американского штата Джорджия в Москву, где их встретила тётя Наташа Осташова. И вот они уже в родном селе, где живёт их мама, бабушка и прабабушка, и куда собрались потомки их многочисленного рода, рассыпавшиеся по миру.

В эти дни прошли вечера и встречи, экскурсии, пешие и автобусные, по селу, в деревню Гарево и посёлок Журавский (Опытное поле). Экскурсии для гостей были организованы и в местном музее. Кстати, гостей, по некоторым сведениям, прибыло более двух тысяч: из Москвы и Санкт-Петербурга, Новгорода и Сыктывкара, Печоры и Ухты, Нарьян-Мара и Архангельска. В числе гостей: представители властных структур республики, артисты, члены землячеств, журналисты, краеведы. Кстати, на празднике я встретила и вуктыльцев!  

Состоялись и съезд МОД "Русь Печорская", и торжественное собрание, посвящённое 470-летию села. 11-е июля главная улица села, Советская, начиная от Дома культуры и заканчивая кафе-баром "Центральный", была отдана на откуп пешеходам - здесь развернулась ярмарка изделий народных промыслов. На столах, лавках и прилавках, в палатках и киосках торговцы выставили свой товар - многочисленные сувениры из дерева, меха, берёсты и других материалов, ижемские пимы и изделия из оленьего меха, копчёную и вяленую рыбу, ложки, календарики, магнитики, вязаные изделия, изделия из замши и хрома… Можно было попить чаю и отведать блинов, ухи из печорской рыбы. Посмотреть выступления артистов разных возрастов и в различных стилях и жанрах.

Пять площадок предлагали зрителям свои концерты. На площадке "Народная" выступали вокальные и танцевальные коллективы, солисты в жанре фольклора. На площадке "Детская" - детские фольклорные коллективы, молодёжная театральная группа, фольклорно-этнографический коллектив, студии и солисты. В сквере у памятника В.Ф.Батманову собрались поэты и творческие люди: читали стихи и пели песни самодеятельных и профессиональных поэтов и композиторов, местных и приезжих, уже умерших, например, Василия Журавлёва-Печорского, и ныне живущих, например, Олега Чупрова из Санкт-Петербурга. Выступили хор и трио ветеранов и представительства землячеств: Московского, Архангельского, Санкт-Петербургского. Площадка "Венок дружбы" предлагала выступления народных хоров, ансамблей, коллективов, солистов из Усинска, Ижемского, Печорского, Усть-Куломского, Ухтинского районов, Нарьян-Мара, ансамбля "Украина". Пятая площадка - "Усть-Цильма молодая" - была отдана на откуп молодёжи: свои таланты показали рок-группы из населённых пунктов района, танцевальные коллективы, многочисленные талантливые молодые солисты (кстати, вот что поразило - в одной только деревне Филиппово есть две рок-группы! Есть рок-группы и в селе Бугаеве, и в селе Усть-Цильме, даже группа паркура есть в 470-летнем селе!).

Состоялись также различные конкурсы и соревнования: гонки на лошадях, гонки на моторных маломерных судах и  лодках.                               

А ближе к ночи берег реки Печоры осветился десятками костров. Свою кашу редко кто варил - ею угощали бесплатно. Ох, и вкусной же она оказалась! На молоке, с усть-цилемским маслицем. Мы (а привечала меня семья моей одноклассницы Зои) запаслись аж двумя пластиковыми ведёрками каши! За длинными столами, вбитыми в берег, расположились семьями и коллективами, группами и компаниями. Как-то так сложилось, что именно в этот день встречаются и выпускники различных лет. Я повидалась с бывшими одноклассниками, с которыми не виделась 37 лет, и с одноклассниками братьев, многих из них я не видела более 40 лет. Одни приехали на праздник из окрестных деревень, другие - из Рязани, Ухты, Тольятти...

Раньше Петровщина была достаточно камерной, тихой, и располагались люди на том берегу реки. Сейчас это народный праздник, с участием руководства района и села, с дискотекой, различными состязаниями, например, на перетаскивание 120-килограммового бревна или скоростное перепиливание бревна, в котором приняли азартное участие известные персоны - Глава РК Вячеслав Гайзер, заслуженная артистка РФ Ольга Сосновская и её муж Владимир Юрковский, глава район Алексей Поздеев. Время, поверьте, прошло весело! Берег опустел только к шести утра.

А на следующий день, вернее, вечер состоялось главное мероприятие - Красная горка. На стадионе собрались как участники горки в горочных нарядах, так и гости праздника (костюм, правда, из современных тканей, можно было взять напрокат). Начавшийся дождь чуть было не подпортил настроение и наряды. Но скоро прекратился. Радуга, появившаяся в небе как добрый знак, дала понять, что праздник продолжается. И он продолжился!           

Сменяя друг друга, на огромной сцене появлялись артисты: солистка из Усть-Цильмы Кристина Ясинская и другие её землячки, выпускница Московского института культуры и искусства Ирина Чупрова, ансамбль из Новгорода "Astrum Tenerum", фолк-ансамбль "Иван Купала". Затем  сцену занял известный шоумен Сергей Минаев. Завершил праздничную программу ди-джей Тарантино. Музыка разливалась, рокотала над селом до часу ночи. Всё праздничное действие транслировалось в режиме онлайн. Честно признаться, зрелище было феерическим! Вообще, впечатления от праздника остались самые благоприятные. Надо отметить, порядок был во всём, его обеспечивала полиция. Также надо отметить массовость, многоликость зрелища и отличную организацию празднеств.

На следующее утро над селом то и дело раздавался рёв самолётов: улетали гости. Многих гостей мы заметили также и на полночной платформе станции Ираёль - одни садились в поезда, уходящие в северном направлении, другие - в южном. Гости, земляки покидали усть-цилемскую землю. Чтобы на будущий год вновь приехать на Петров день, встретиться друг с другом, вновь нежно прикоснуться к родной земле, вновь испить свежей печорской воды, и вдохнуть чистого воздуха родины.         

             Г.БОЧАРНИКОВА. Фото автора.

Комментарии (6)

Гость
19.04.2013 в 16:36

нет села краше и милей!

Катюша Кутузова
12.06.2013 в 17:47

Усть-Цильма самое лучшее село!)

Гость
25.06.2013 в 14:05

Любимое село Усть-Цильма. Елена и сыночек Илья.

ГостьТатьяна Гавриловна
07.11.2013 в 15:50

Любим мы, работники культуры,нашу Усть-Цильму, корнями древнюю, а сердцем молодую и стараемся,чтобы праздники были истинно народными, земляки черпали в них живительную силу.

Гость
01.02.2014 в 19:45

Нас в детстве бабушка ( урожденная Хозяинова ) привозила на малую родину в Гарево. Потом я привозила своих детей, а в этом году с двоюродными братьями решили еще раз побывать в родных местах, которые помним всю жизнь.

Гость
04.02.2014 в 15:29

Хочу в Усть-Цильму, мою родину! 30 лет не была!Моя бабушка Линькова Евдокия Игнатьевна всю жизнь проработала в продуктовом магазине, там где мост через речку! Старожилы должны ее помнить!

Реклама
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму