Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Искусство, пронесённое через столетия
С давних пор в жизни русского народа важное место занимает особая форма творчества – промысел или промыслы, в которых отображается всё многообразие исторических, духовных и культурных традиций. Исследователи относят к народным промыслам роспись посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и многое другое…
Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. На сегодняшний день в России работает около 300 организаций промыслов. Краткую информацию о некоторых видах русских народных промыслов предлагаем вниманию наших читателей.
Жостовская роспись
Посуду с изображением цветочных композиций в Подмосковье стали изготавливать в первой трети XIX века. Этот стиль русской народной росписи зародился в подмосковном Троицке и в трех поселениях Троицкой волости – Жостово, Осташкове и Хлебниково. Умельцы мастерили предметы быта в технике папье-маше: из смеси бумаги с клеящим компонентом.
Появление и распространение стиля связывают с именами братьев Вишняковых – предприимчивых крестьян, которые основали в Жостово лакирную мастерскую. Считается, что они же первыми стали покрывать росписью, помимо посуды из папье-маше, и металлические подносы. К 1825 году братья Вишняковы уже открыли магазины по продаже своих изделий. Предприниматели превратили народный промысел в успешный бренд: жостовские подносы, сахарницы и другая кухонная утварь стали визитной карточкой Жостово и окрестностей.
Жостовскую роспись легко узнать по черному фону и ярким изображениям, филигранно выполненным кистью мастера. Однако посуда может быть и других цветов, например, красной или синей. Одно остаётся неизменным – полевые цветы, которые становятся основой любой композиции.
Известно, что в деревне Жостово до сих пор работает фабрика по производству изделий с росписью, куда можно наведаться с экскурсией, чтобы узнать о промысле больше и увидеть своими глазами, как создаются шедевры, а заодно попробовать расписать поднос самостоятельно – на мастер-классе.
Матрёшка
Когда речь заходит о традиционных русских сувенирах, стоит упомянуть о знаменитой матрешке. В настоящее время матрёшек можно найти в любой лавке с национальными подарками.
Подольские мастера стали торговать вырезанными на токарном станке фигурками с росписями еще в XIX веке. Тогда это были еще не матрёшки, а, например, изделия в виде грибов, пирамидок или яиц. Деревенские жители изготавливали и продавали их купцам, которые отвозили изделия в Москву. Промысел расцвёл настолько, что уже к концу столетия в Подольской губернии насчитывалось более 800 кустарных производств таких игрушек.
Сама же матрёшка была придумана В. П. Звёздочкиным, мастером из небольшой деревни под Подольском, попавшим под протекцию семейства Мамонтовых. В 1900 году он отправил только что изобретенную игрушку, состоящую из шести элементов, на выставку в Париж. В. Звёздочкин потрудился не только над формой, но и над оформлением необычной игрушки: нанёс на каждый деревянный элемент роспись в виде женщины в платке. Старания мастера оценили: матрёшка покорила сердца иностранцев и стала всемирно известным русским сувениром.
Павловопосадские платки и шали
В XVIII веке в округе насчитывалось несколько десятков светёлок, где наёмные работницы ткали шали на станках. Одна из таких «фабрик» принадлежала И. Д. Лабзину из села Павлово. Дело предпринимателя успешно развивалось и после его смерти. Управление производством передавалось из поколения в поколение. Внёс изменения в семейный бизнес лишь правнук основателя фабрик Яков Лабзин, который решил производить еще и шерстяные шали с набивным рисунком. Владелец мануфактуры не прогадал: предприятие разрослось до такой степени, что к началу XX века насчитывало около двух тысяч работников, а склады с готовыми платками и шалями располагались по всей стране.
В 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе павловские платки были награждены Большой золотой медалью.
Фабрика работает в Павловском Посаде и по сей день. На ней изготавливают платки с учетом двух веков истории этого народного промысла. Изделия отличаются проработанностью и детализированностью рисунков. Изображения могут быть выполнены в флористической и анималистической тематике, а край павловопосадских платков традиционно украшен бахромой.
Гжель
Самая узнаваемая традиционная русская роспись, несомненно, гжельская. С XIV века Гжелью называли местность, объединявшую около 30 населенных пунктов, где были найдены природные залежи глины. Земли в то время принадлежали царскому роду, крепостного права здесь никогда не было, поэтому местные жители занимались ремеслом. На протяжении шести веков они развивали народный промысел и создавали великолепные изделия.
Глиняные фигурки с характерной росписью стали выходить из-под рук местных мастеров при Петре I. Тогда в моду вошел Делфтский фаянс, который европейские умельцы украшали бело-синими изображениями. Русские ремесленники позаимствовали популярную цветовую гамму и начали создавать собственные росписи. Вскоре гжельская майолика стала одним из самых востребованных народных промыслов страны. В XIX веке появилось несколько десятков предприятий, на которых мастера создавали посуду с популярной росписью. Однако в начале XX века автоматизация производства заставила предпринимателей отказаться от использования традиционных техник.
Возрождение гжельской традиции произошло в 1937 году, когда в селе Речицы открылся новый завод, художественным руководителем которого стал искусствовед А. Б. Салтыков. На сегодня традиции этой росписи продолжают два предприятия. Одно располагается в деревне Турыгино, а другое – в селе Речицы.
Тульский самовар
В 1778 году оружейники И. Ф. и Н. Ф. Лисицыны запустили производство изделия из меди – самовара. Братья перестроили тульскую фабрику, десятилетиями выпускавшую оружие, под новые нужды и стали заполнять местные прилавки самоварами необычных форм. К примеру, сосуд мог быть выполнен в форме яйца или вазы. Много внимания уделялось декору: на изделия наносили гравировку, украшали их изысканными ручками и носиками. Вскоре самовары стали неотъемлемыми предметами быта, а в Туле появилось еще несколько мастерских по их производству.
На сегодняшний день есть более удобная посуда для чаепития, хотя самовар до сих пор остаётся национальным русским символом и прекрасным вариантом подарка. Найти подходящее изделие в Туле не составит труда: местные заводы до сих пор заполняют прилавки магазинов самоварами всех мастей. А изучить историю и увидеть еще больше разнообразных «пузатых» сосудов можно в музее самоваров в местном кремле. Тут есть и оригинальные образцы с фабрики Лисицыных, и экземпляры, служившие для сервировки стола знатных особ, и даже 70-литровый гигант, из которого раньше наливали чай в буфете.
Филимоновская игрушка
Этот русский народный промысел зародился в небольшой деревне Филимоново Тульской области. По легенде, когда-то местный горшечник Филимон обнаружил залежи глины. Его находка подарила населенному пункту название (деревню назвали в честь ремесленника), а жителям – прибыльное дело. Мастера зарабатывали на изготовлении глиняных изделий, а из обрезков материала лепили свистульки для детей в виде животных. Позже глиняные фигурки стали покрывать красочной росписью и продавать на ярмарках.
К середине XIX века филимоновская игрушка получила широкую известность. И неспроста, это был пример истинно народного декоративно-прикладного творчества. Простейшие сюжеты, например, мать, кормящая ребенка, или парочка влюбленных, выполнены в простейших формах. И всё это расписано разноцветными полосками и пятнами.
Со временем интерес к народным промыслам в России был утрачен, а в Филимоново почти не осталось местных жителей, владеющих технологией изготовления игрушек. И только в 1960-х годах старинным видом народного творчества заинтересовались искусствоведы и коллекционеры. Они обучились промыслу, смогли передать свои знания ученикам и сохранить ремесло.
Хохлома
Хохлома – это декоративная роспись деревянной мебели, посуды, шкатулок и других предметов золотистыми, зелеными и красными красками на черном фоне (роспись под фон) либо красными, зелеными и черными на золотом фоне (верховая роспись). На дерево при выполнении верховой росписи наносится оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и 3-4 раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий легкой деревянной посуде эффект массивности.
Этот русский народный художественный промысел возник во второй половине XVII века в деревнях, расположенных на левом берегу Волги. Готовые изделия везли для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии, отчего роспись и получила свое название. В наши дни хохломская роспись развивается в двух центрах: городе Семёнове и деревне Семино Ковернинского района.
От возникновения хохломской росписи до сегодняшних дней различные ее виды претерпели огромные изменения, хотя стилистическая основа осталась той же. Не случайно искусство хохломы возникло на русской земле вблизи красавицы Волги. Оно отразило в себе богатство природы этого привольного края. Широта просторов нашей земли и щедрость души русского человека подсказали ему яркие краски и вольные ритмы узоров. Здесь умеют мастера писать такой радостный и поэтический орнамент, что на самых простых деревянных бытовых вещах начинают звучать свет и теплота солнечных лучей, шелест весенних трав и цветов.
Несмотря на то, что в настоящее время мы можем наблюдать различные виды народных промыслов, многие элементы национальной культуры и их технологии изготовления были утрачены. Для возрождения народных промыслов уходит большое количество усилий и средств. Это позволяет не терять связь со своей культурой, с национальными традициями и помнить богатую многовековую историю своего народа.
Подготовила Е. НЕТРЕБКО