Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Профилактика детского травматизма
Детский травматизм распространен куда больше, чем травматизм взрослых, и это не удивительно. Дети очень любознательны, пытаются активно познавать окружающий мир, но при этом житейских навыков у них еще мало, и они не всегда умеют оценить опасность ситуации.
Условно детский травматизм можно разделить на пять типов – в зависимости от места, где ребенок может получить травму: бытовой (травмы, которые возникают дома, во дворе, в детском саду); уличный (в первую очередь, транспортный, но также и не связанный с транспортом); школьный; спортивный; прочий.
Бытовой травматизм – самый распространенный, и причина его в большинстве случаев – невнимательность родителей, которые не только оставляют ребенка без присмотра, но и оставляют в доступных местах опасные для ребенка предметы, не закрывают окна и т. п.
Способы профилактики детского травматизма зависят от возраста ребенка. В грудном возрасте, например, особо важен постоянный надзор. Детский травматизм в младенческом возрасте целиком и полностью на совести родителей. Чем старше становится ребенок, тем большую важность приобретает объяснение правил техники безопасности. Когда ребенок идет в школу, родители частично перекладывают ответственность за детский травматизм на классных руководителей, учителей физкультуры, труда и ОБЖ. Охрана здоровья детей – важнейшая задача и для воспитателей, и для родителей.
В предупреждении травм у детей существенное значение имеет уровень физического развития ребенка. Хорошо физически развитые дети, ловкие, с хорошей координацией движений редко получают травмы. Следовательно, занятия физическими упражнениями, подвижными играми, спортивными развлечениями являются не только средством укрепления здоровья ребенка, но и одной из мер профилактики травматизма.
Опыт показывает, что большинства детских травм можно избежать при соблюдении простых правил безопасности. В первую очередь, родители не должны забывать, что дети требуют особого внимания: они очень подвижны, активны, любознательны, часто недооценивают степень опасности и переоценивают собственные возможности. Ниже перечислены основные мероприятия, которые помогут снизить вероятность травм у детей.
Общие мероприятия
Контроль (но не надзор!) за деятельностью ребенка, поощрение самостоятельности под ненавязчивым присмотром взрослых.
Беседы с ребенком о возможности травм и способах их предупреждения. При этом информация должна преподноситься не в форме запретов и требований («нельзя!», «не трогай!»), а в форме доступного объяснения («если прикоснуться к горячему утюгу, будет ожог, это очень больно»). Также важно следить за своими словами, не давать детям отрицательных установок: «упадешь!» «ударишься!», гораздо лучше сказать: «смотри под ноги», «будь внимателен!».
Формирование у ребенка чувства ответственности за свои действия.
Развитие ловкости, гибкости, быстроты, координации, общей и мелкой моторики.
Правильное питание, обеспечивающее пропорциональный рост, гармоничное физическое и психомоторное развитие.
Дома
Стеклянные межкомнатные двери, дверцы шкафов, а также двери и дверцы со вставками из стекла должны быть устроены или защищены так, чтобы ребенок не смог разбить стекло при прямом ударе, при сильном открывании или закрывании.
Горячие кастрюли на плите, включенные конфорки, передние панели газовых плит и электроплит, горячий утюг могут стать причинами ожогов и у детей до 3 лет, и у дошкольников.
Для профилактики ожогов кипятком родители должны контролировать и регулировать температуру воды, вытекающей из бытовых водопроводных кранов (когда ребенок принимает душ, моет руки, умывается), особенно зимой.
Все выключатели, электрические звонки и прочие электрические устройства, с которыми ребенок начинает обращаться, должны быть исправны. Электрические розетки в доме должны иметь надежные заглушки. Это не только предохраняет малыша от электротравм, но и воспитывает в нем уважительное отношение к электричеству.
Дошкольников 5-6 лет нужно постепенно знакомить с правилами обращения с электроприборами. Ребенок должен видеть, что родители всегда соблюдают технику безопасности, включают и выключают приборы только сухими руками, аккуратны при обращении с электрическими розетками (в том числе, придерживают пластмассовые короба розеток, когда вставляют и вынимают электрические вилки). Самостоятельно (без контроля взрослых) ребенок пользоваться электроприборами пока не должен.
На балконе и у открытых окон ребенок должен находиться только под присмотром взрослого.
Шкафы, полки и прочая мебель должны быть прочно закреплены (частая причина травм – опрокидывание шкафа при открывании дверцы). Статуэтки, вазы, стеклянную посуду следует устанавливать так, чтобы ребенок во время игры не мог их случайно уронить.
Необходимо, чтобы ребенок учился правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, знал, что выходить из-за стола во время еды не только некультурно, но и опасно – пища может попасть «не в то горло». Во время еды недопустимы шалости и игры!
Все лекарственные препараты, в том числе такие «безобидные» как йод и зеленка, должны быть надежно убраны. К опасным местам хранения лекарств относятся сумочки, холодильники и полки в ванной комнате.
Средства бытовой химии, удобрения, химикаты, краски, растворители и другие ядовитые, токсические, едкие, взрывоопасные вещества должны храниться так, чтобы ребенок не мог получить к ним доступа.
Нужно учитывать, что причиной отравления ребенка могут быть такие вещества как столовый уксус, питьевая сода, а также шампуни, декоративная косметика. Все эти средства не должны находиться в свободном доступе.
Алкогольные напитки также следует хранить в недоступных для детей местах.
На улице и во дворе
Во время прогулки нельзя оставлять ребенка без присмотра взрослых.
Ребенок должен усвоить правила поведения на качелях (держаться обеими руками, сидеть в центре сидения, не пытаться слезть или, тем более, спрыгнуть до полной остановки), на горке (не съезжать с горки вниз головой, следить за движениями других детей).
Следует познакомить ребенка с правилами дорожного движения. Дошкольник должен понимать, что переходить проезжую часть можно только по пешеходному переходу, на зеленый сигнал светофора, предварительно убедившись, что в непосредственной близости от «зебры» нет движущихся автомобилей. Родители сами должны обязательно выполнять правила дорожного движения и помнить, что ребенок копирует их поведение. В автомобиле ребенок может ездить только при наличии специального детского кресла и только на заднем сидении автомобиля.
Детский травматизм – серьезная проблема, но если родители будут следить за своим ребенком и научат его правилам безопасности, многих травм удастся избежать.
Подготовила О. ГАММ