Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Какое имущество подлежит конфискации за фейки об армии, объяснил юрист
За фейки о Вооруженных силах РФ, призывы к экстремизму, преступления против национальной безопасности можно будет лишиться имущества и званий. Такой законопроект внесли в Госдуму депутаты во главе со спикером палаты Вячеславом Володиным.
Депутаты из разных фракций предложили внести изменения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. В частности, правке подлежит статья 104.1 УК РФ, посвященная конфискации имущества, денег и прочих ценностей. В случае принятия инициативы будет расширен список преступлений, за которые изъятие может применяться. К ним отнесут:
- распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных сил и исполнении госорганами своих полномочий;
- публичные призывы к деятельности, направленной против безопасности государства;
- совершение преступлений против безопасности государства.
В перечень деяний из последнего пункта депутаты предлагают включить содействие диверсионной деятельности, организацию диверсионного сообщества, участие в нем и обучение данной деятельности.
Каждый, кто пытается разрушить Россию, должен понести наказание и возместить стране ущерб за счет своего имущества
Поправки в случае их принятия позволят конфисковывать имущество, предназначенное или используемое для финансирования преступной деятельности против безопасности страны, пояснял ранее В. Володин.
Еще один автор, глава Комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев отметил, что такая инициатива после принятия позволит отбирать имущество и ценности, не только предназначенные для совершения преступных действий, но и полученные в результате их совершения. По его словам, это имущество и ценности, приобретенные на заработанные преступным способом средства. Как подчеркнул депутат, это касается «тех, кто предал нашу страну, ведет откровенно антироссийскую деятельность и прямо поддерживает врага». При этом наказание последует, если доказано, что злоумышленник действовал из корыстных побуждений или найму. Также санкции будут применены, если будут доказаны мотивы политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти.
Отметим, что сейчас распространителям ложной информации о российской армии наряду со штрафами грозит уголовный срок от пяти до пятнадцати лет (в зависимости от тяжести последствий). Это наказание отменить не предлагается – проект дополняет его. Та же история с публичными призывами к деятельности, направленной против безопасности государства. Сейчас лишение свободы – от трех до шести лет.
Наряду с лишением имущества депутаты предлагают отбирать у злоумышленников специальные, воинские и почетные звания, классные чины и государственные награды. Для этого будет изменена статья 48 УК РФ. Ранее такое наказание предусматривалось за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления. А теперь привилегий лишат за фейки о Вооруженных силах РФ, публичные призывы к экстремизму и к отделению от России территорий, а также за дискредитацию российской армии и призывы к санкциям против страны, к деятельности против безопасности государства. Другая группа причин – возбуждение ненависти и вражды, пропаганда нацистской символики и реабилитация нацизма. Работа в нежелательной организации – тоже в списке.
Почему необходимо применять такие нормы? Спикер Госдумы выразил уверенность, что надо жестче наказывать «негодяев, которые льют грязь на нашу страну, солдат и офицеров, участвующих в СВО, поддерживают нацистов». «Каждый, кто предаёт Россию, пытается разрушить ее, должен понести заслуженное наказание и возместить ущерб, нанесенный стране, за счет своего имущества», – заявил В. Володин, комментируя законопроект. «У каждого из них был выбор, – отметил в свою очередь В. Пискарев, – поступить по совести, остаться со своей Родиной в трудную минуту, быть с народом, с нашей армией или трусливо сбежать. И не просто сбежать, а открыто выступить на стороне противника, финансировать тех, кто убивает наших солдат, офицеров, мирных граждан». Такие люди, подчеркнул глава Комитета, сами лишили себя возможности вернуться в Россию.
Член Ассоциации юристов России Мария Спиридонова говорит, что конфискация по действующим правилам – это не наказание, а мера уголовно-правового характера. Разница принципиальная: сегодня конфисковать можно либо орудие преступления, либо то, что нажито нечестным путем, и это доказано. Предложенный проект правил не меняет. Таким образом, у осужденного за дискредитацию армии или призывы к каким-то действиям против государства не заберут дом, гараж, накопления. Но, допустим, телефон, с помощью которого осужденный распространял информацию, обязательно конфискуют.
«Конфискация имущества назначается только судом. Исполнение судебного решения о конфискации имущества осуществляется судебными приставами-исполнителями», – поясняет М. Спиридонова.
Также проект предусматривает возможность изъятия средств и имущества, используемых для финансирования диверсий. Точно такие же правила сегодня действуют в отношении тех, кто финансирует террористов и незаконные вооруженные формирования. Так что по большому счету, утверждают юристы, ничего нового не вводится, но расширяется действие некоторых правовых механизмов.
Кстати, недавно пленум Верховного суда России сделал подробные разъяснения по поводу конфискации. В постановлении пленума указано, что деньги и ценности, предназначенные для финансирования терроризма, экстремистской деятельности, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества или организованной группы, подлежат конфискации независимо от их принадлежности. Проще говоря, необязательно должны принадлежать именно осужденному. Однако есть принципиальный вопрос: правоохранители должны доказать, что средства направлялись террористам. Также необходимо будет предъявить доказательства, что новый владелец знал, например, что дом ранее использовался для ночлега террористов. В случае принятия предлагаемого закона такие подходы будут применяться и к тем, кто осужден за финансирование диверсий и другой деятельности, направленной против государства.
«Российская газета»