Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Городской округ: новые возможности развития
Сегодня на территории Республики Коми запущен пилотный проект по преобразованию муниципального района «Вуктыл» в городской округ. Поскольку опыт по преобразованию в городской округ в регионе еще не наработан, мы расскажем нашим читателям о положительном опыте преобразования муниципальных районов в городские округа в Нижегородской и Московской областях.
Работа по совершенствованию территориальной структуры местного самоуправления в Нижегородской области ведется на протяжении нескольких лет. Целями данной работы являются создание крупных, перспективных муниципальных образований, обладающих достаточными ресурсами для развития, а также повышение качества управления территориями и эффективности использования бюджетных средств.
В начале 2009 года в Нижегородской области насчитывалось 662 муниципальных образования, в результате преобразований их количество сократилось на 271 и составило 391. По словам Валерия Осокина, председателя Комитета по вопросам государственной власти и местного самоуправления Законодательного Собрания Нижегородской области, первым в городской округ был преобразован Борский район.
«Статус городского округа открывает новые возможности для финансового и социально-экономического развития района. Например, за счет преобразований расходы на содержание муниципальных служащих в местных бюджетах сократились по всей Нижегородской области на 184 млн. рублей или на 8,7%. Важно отметить, что это не повлияло на доступность местной власти для жителей сельских населенных пунктов, где были созданы территориальные органы администрации вновь образованного городского округа», - подчеркнул председатель комитета.
Валерий Осокин также добавил, что укрупнение муниципалитетов положительно отразилось на социально-экономическом положении муниципальных образований: «В частности, увеличился объем бюджетов вновь образованных поселений, повысилась доля собственных доходов. Более эффективно и качественно стали решаться вопросы местного значения. Повысилась мобильность сбора информации и отчетности, значительно уменьшился документооборот. И главное - у муниципальных образований появилась возможность участвовать в реализации масштабных областных программ, направленных на развитие социально-инженерной инфраструктуры».
Необходимо отметить, что при преобразовании в городские округа все меры социальной поддержки по оплате за жилье, отопление и освещение для отдельных категорий граждан сохраняются, для жителей сельской местности также сохранены льготы по налогообложению, страхованию, тарифам на услуги ЖКХ.
В Подмосковье второй год подряд проводятся мероприятия по повышению эффективности органов местного самоуправления, в ходе этого уже произошло объединение ряда крупных городов и преобразование некоторых муниципальных районов в городские округа. О ходе реализации мероприятий по преобразованию рассказал начальник главного управления территориальной политики Московской области Александр Костомаров.
Городской округ как одна из форм местного самоуправления в отдельных случаях действительно является более эффективной, нежели муниципальный район. Она позволяет мобилизовать кадровые и административные ресурсы, сокращает сроки выработки и реализации управленческих решений, обеспечивает оперативность реакции власти на обращения жителей.
Озерский район стал первым муниципалитетом Московской области, преобразованным в городской округ. Что он представлял собой ранее? Это был город, где проживало две трети жителей территории, и два небольших поселения поблизости, в которых существовали свои главы, администрации, советы депутатов. Конечно, такая приближенность органов местного самоуправления к людям – положительный момент. Но в силу того, что существует разграничение полномочий между властями разного уровня, для населения это зачастую становится не благом, а проблемой: жители не могут разобраться, в какую инстанцию им необходимо обращаться в том или ином случае. Кроме того, наличие собственного административного аппарата в поселении требует существенных расходов на его содержание. Поэтому в случае с Озерским районом инициатива главы Дениса Лебедева о преобразовании в городской округ Озеры была поддержана жителями.
При этом нужно понимать, что реформирование территорий поселений в муниципальных районах продиктовано экономической целесообразностью. Учитываются и площадь территории, и общественно-политическая ситуация, и социально-экономические показатели. И уже после этого решается, является ли форма городского округа приемлемой для конкретной территории или же нет.
Процедура преобразования района в городской округ проходит несколько этапов. Для начала возникает инициатива, которая может исходить от жителей (главы или Совета депутатов). Затем советы депутатов всех поселений должны рассмотреть и решить вопрос о согласии на объединение территорий, входящих в состав муниципального района, а также назначить даты публичных слушаний. Согласно действующему законодательству, только в случае согласия и жителей, и депутатов всех поселений, районный Совет депутатов получает право выхода с законодательной инициативой о преобразовании территорий поселений муниципального района.
При этом остается важным обеспечение доступности власти для жителей. И ещё один важный момент: преобразование района в городской округ не лишит население имеющихся льгот.
Подготовлено с использованием материалов СМИ Нижегородской и Московской областей