Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
       
Фотогалерея
Главная Воспитание и образование Затянувшийся дефицит

Затянувшийся дефицит

14 ноября 2014
Затянувшийся дефицит

В первые месяцы нового учебного года большинство школ республики столкнулось с проблемой острой нехватки учебников национально-регионального компонента. О том, что в классах учебники коми языка распределяются по одному даже на две парты, недавно с негодованием рассказывали звонившие в редакцию газеты «Республика» родители сыктывкарских младшеклассников. О подобных же примерах с разных трибун говорили педагоги, представители общественности, депутаты Госсовета… Можно не сомневаться, что эта тема красной нитью пройдет и на начавшихся в городах и районах республики ежегодных конференциях под эгидой общественной организации «Коми войтыр». В чем причины сложившейся ситуации по обеспечению школ учебниками коми языка, которая повторяется из года в год?

У опасной черты

Предполагалось, что после принятия в начале 90-х годов закона о двух государственных языках во всех школах республики наряду с русским начнется изучение и коми языка. Действительно, в некоторых сыктывкарских школах и гимназиях уроки коми языка прописались в сетках расписаний. Но таких учебных заведений было немного. Зато коми язык преподавался во всех сельских школах республики, которых в 90-е годы было еще много. Казалось, охватывать всех школьников республики уроками коми языка вовсе не обязательно. Однако такое положение с преподаванием языка титульной нации оставалось недолго.

В новом столетии в связи с быстрыми темпами урбанизации количество сельских школ стало сокращаться, что повлекло и резкое уменьшение детей, изучающих коми язык. К примеру, в настоящее время коми языку как родному обучают исключительно в малокомплектных школах республики. Уже из одного определения этих учебных заведений – малокомплектные – ясно, что посещает их весьма ограниченное число детей. Но настоящую тревогу активисты общественного движения «Коми войтыр» забили три-четыре года назад, когда число выпускников школ, изучавших коми язык как родной, достигло опасной черты – упало до нескольких сот человек, что составляло всего четыре процента от всех школьников республики. А в минувшем учебном году таких выпускников по всей республике было... 277. Возникает естественный вопрос: что станет с коми языком пять-десять лет спустя? Кто сможет на нем читать и писать?

Для того, чтобы попытаться выправить положение в языковой сфере, было принято решение об обязательном обучении коми языку во всех школах республики. В сельских малокомплектных школах он продолжал преподаваться как родной. А для городских и других школ была подготовлена специальная программа по изучению коми языка как неродного. Стоит подчеркнуть, что подавляющее большинство жителей республики к нововведению в школьных расписаниях отнеслось с пониманием, а школьники, особенно младшеклассники, с удовольствием стали учить еще один язык.

Денег всегда мало

Введение обязательного обучения коми языку потребовало подготовки новых программ, учебно-методических пособий, учебников. На всё это нужны немалые средства. В 2011 и 2012 годах из республиканского и федерального бюджетов на издание учебников и другой сопутствующей литературы было израсходовано 5,5 и 2,5 миллиона рублей соответственно. На эти деньги за два года удалось издать 23 наименования учебной литературы. Но это оказалось каплей в море! Ведь учебниками и методическими материалами требовалось одновременно обеспечить все школы республики, начиная от Прилузья и заканчивая Воркутой. Кроме того, было необходимо обновлять учебники и для сельских коми школ. Понятно, что средств на всё про всё было недостаточно. Что и привело школы в Коми к «книжному голоду».

В 2013 году в республиканском бюджете в рамках госпрограммы «Развитие образования» на издание учебников национально-регионального компонента вновь предусматривалось чуть более двух с половиной миллионов рублей. На эту сумму можно было издать примерно десять наименований учебников тиражом около 15 тысяч экземпляров. Тем временем дефицит учебников шел уже на десятки тысяч! Но тут ситуацию удалось немного разрулить. Правительство РК выделило дополнительно 11 миллионов рублей, что позволило в минувшем году вместо запланированных десяти выпустить 26 наименований учебников.

Однако и это проблему не решило. К нынешнему учебному году в начальных классах некоторых сыктывкарских школ любознательные школяры и их родители даже в глаза не видели учебники по коми языку. Остались без учебников и все девятиклассники республики, изучающие коми язык как государственный (или неродной). Педагоги, национальная общественность вновь забили тревогу. 15 октября в рамках рассмотрения бюджета на 2015 год рабочее совещание по проблеме издания литературы этнокультурной направленности провел первый заместитель председателя Госсовета РК В.Марков.

По словам Валерия Петровича, в бюджете на следующий год, образно говоря, был шанс снова наступить на те же грабли: на издание учебников почему-то была заложена такая же, как и в предыдущие годы, сумма, не позволявшая вырваться из тисков дефицита. Но уже сейчас, с привлечением специалистов Минобраза и Минфина РК, удалось увеличить ее в несколько раз. На издание учебников в 2015 году будут израсходованы рекордные по сравнению с предшествующими годами средства – почти 13 миллионов рублей, что позволит за один год выпустить сразу 28 наименований учебной литературы. «Эти издания придут не только в школы, но и в детские сады, – рассказал В.Марков. – Семь учебников сейчас находятся в типографии и поступят в школы уже в начале будущего года. На подходе и другая востребованная литература, что позволит существенно улучшить ситуацию с обучением по предметам национально-регионального компонента. Думаю, что эквивалентная будущему году сумма на издание учебников потребуется и на 2016 год. Лишь тогда в школах республики спадет напряженность в обеспеченности учебниками».

Грошовая работа

Между тем проблема финансирования издания учебной литературы национально-региональной тематики пусть и важная, но не единственная. В республике остро встал вопрос о достойной оплате труда создателей учебников. Не менее острая ситуация сложилась и с вовлечением в эту работу молодых, нетривиально мыслящих ученых и учителей-практиков, чьи учебники отвечали бы современным требованиям.

Много лет подготовкой учебной литературы для школ республики занимается институт развития образования (КРИРО). Но в начале 2000-х годов специальная группа, работавшая здесь над новыми учебниками по коми языку и литературе, была сокращена до минимума. Около трех лет назад в стенах института прописался центр по подготовке учебно-методической литературы по обеспечению национально-регионального компонента в школах республики. Объединенные в этом центре ученые и педагоги и сумели за несколько последних лет создать десятки наименований востребованных учебников, другой литературы.

До последнего времени работой этого центра по совместительству руководила старший научный сотрудник ИЯЛИ КНЦ УрО РАН В.Лимерова. Так вот, по ее словам, престижная раньше работа над созданием учебников сейчас, можно сказать, гроша ломаного не стоит. К примеру, за разработку всего научно-методического обеспечения программы с 5 по 11 класс по обучению коми языку как неродному ее автор получила всего... две тысячи рублей. «Сотрудники центра, и штатные, и нештатные, получают в месяц за свой труд смехотворную сумму, которую даже стыдно называть. Почему такое непочтение к авторам учебников? Ведь у нас еще на памяти престижность этой работы, когда написать учебники для наших школ не считали зазорным известные ученые, писатели?» – недоумевает Валентина Александровна.

По словам В.Лимеровой, недостойная оплата труда специалистов центра и породила кадровый голод. В то время как в других национальных республиках такой проблемы давно не существует. Например, в Удмуртии над созданием учебников работает целый институт со штатом около тридцати человек. Его работа в определенной мере и способствует тому, чтобы избежать патовой ситуации с обучением родному языку, сложившейся в Коми.

На упоминавшемся рабочем совещании с участием депутатов Госсовета РК в числе прочих обсуждался и вопрос о достойной заработной плате авторов учебников. «Если мы в ближайшее время не увеличим авторские гонорары – потеряем коллектив, который занимается подготовкой учебников по коми языку и литературе», – вполне резонно объявил на встрече В.Марков. На что заместитель министра финансов РК И.Гарезина ответила, что возможность для увеличения авторских гонораров имеется. Однако для этого необходимо подготовить документы с четким обоснованием и формулировками. Сейчас такая работа уже началась, и, возможно, в ближайшей перспективе создатели учебников национально-регионального компонента начнут получать достойное вознаграждение за свой труд.

Анна СИВКОВА,

 газета «Республика»

Фото Дмитрия Напалкова

В центре подготовки учебно-методической литературы по обеспечению национально-регионального компонента в школах республики, входящем в структуру республиканского института развития образования, сейчас трудятся 26 сотрудников – пять штатных, остальные – совместители. Среди них методисты, ученые, учителя-практики. С осени нынешнего года центр возглавляет кандидат филологических наук Татьяна Якубив.

Кроме учебников коми языка, коллектив готовит к печати программное обеспечение уроков по второму государственному языку: книги для чтения, методические пособия, рабочие тетради... Сотрудники центра за последние три года подготовили 50 наименований книг этнокультурной направленности.

Комментарии (0)

Реклама
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму