Реклама
Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Фотогалерея
Главная Воспитание и образование Работа с семьёй группы риска

Работа с семьёй группы риска

19 декабря 2013

Вопросы оказания психологической помощи семье в нашей стране имеют давнюю историю. В настоящее время отмечается повышение интереса к проблемам, связанным с семьей. Интерес к профилактической работе и изучению процесса эволюции семьи многими авторами объясняется теми трудностями, которые в современном обществе испытывает огромное количество семей: высокими показателями уровня разводов, всё возрастающим числом семей с одним родителем и семей с приёмными детьми.

Специалистами высказываются разные мнения по поводу классификации семей. Одни выделяют такие типы неблагополучных семей, как педагогически некомпетентная, конфликтная, аморальная и асоциальная. Другие добавляют сюда семьи, где нормой отношения к детям являются равнодушие, неуважительность и грубость.

Прошло время, когда считалось, что главная обязанность родителей состоит только в материальном содержании ребёнка, а его воспитанием должны заниматься воспитательные и образовательные учреждения. Такая позиция родителей давно показала свою несостоятельность. В такой семье, где взаимоотношения между взрослыми и детьми строятся на безразличии и равнодушии, ребёнок оказывается предоставленным самому себе и идёт на улицу к своим «единомышленникам».

В семьях "группы риска", как правило, формируется личность ребёнка противоречивая, импульсивная, лишённая устойчивых ориентиров. Оградить ребёнка от антипедагогического воздействия такой семьи, сгладить патологические процессы внутри семей "группы риска" - одна из задач образовательной организации. Прежде всего, необходимо применять дифференцированный подход в работе с семьями воспитанников. Он строится на выделении пяти типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей группы:

I. Семьи с высоким уровнем нравственных отношений. В них здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей. Частое вмешательство педагога здесь не нужно, хотя отдельные советы и предостережения, связанные с особенностями воспитания в определённом возрасте, не исключаются.

II. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями, но при этом не обеспечивающие положительную направленность в воспитании детей. Дети могут быть в центре "особых" забот родителей, в связи с чем у ребенка развиваются эгоистические тенденции, что, безусловно, требует внимания со стороны педагога.

III. Конфликтные семьи. В таких условиях родителям не до детей, они сами не могут разобраться в своих отношениях. Ни о каком разумном воспитании нет и речи, всё пущено на самотек. Нужно активное педагогическое воздействие, чтобы изменить микроклимат в семье, не потерять растущего в ней человека.

IV. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные нравственные ценности, эмоциональная связь поколений часто нарушена. Но некоторые дети хорошо усваивают семейную психологию внешнего благополучия, поэтому воспитательная работа с такими семьями особенно трудна.

V. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение. Такие семьи требуют постоянного внимания педагога, общественности. А иногда и активного вмешательства, чтобы защитить интересы детей.

Для будущего России чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от каких-нибудь негативных ситуаций. Поэтому мы, педагогические работники, уже сейчас должны встать на защиту прав и достоинства маленького ребёнка. Но для этого нужна систематическая и целенаправленная работа. Начните с себя...

Вот несколько советов для вас:

-Почаще прислушивайтесь к себе: не очерствело ли сердце, не подводит ли педагогическое чутьё?

- Дарите детям радость.

- Помните: воспитатель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Прежде всего - личный пример во всём.

-Улыбка, она многое поможет решить.

- Вера в успех, в детей, в себя.

-Защищённость каждого ребёнка, детские трагедии: обидная кличка, унижение со стороны воспитателя перед другими детьми.

- Принцип бережного прикосновения (бережное отношение к личности взглядом, словом, поступком).

Главная цель - воспитать настоящего человека.

-Не фальшивьте. Дети чувствуют это удивительно тонко.

- Учитесь чувствовать настроение ребёнка по глазам.

- Принцип трёх "НЕ": не спешить, не вредить, не винить детей в своих собственных ошибках.

-Сохранить в себе детство и "не вырывать" резко детей из детства с корнями.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребёнка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:  утомлённый, сонный вид; санитарно-гигиеническую запущенность; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания; неумеренный аппетит; задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии; привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке; проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием; проблемы во взаимоотношениях со сверстниками; трудности в обучении.

С целью профилактики и коррекции социального и психологического неблагополучия семей общественным инспектором по охране прав детей, педагогом-психологом и воспитателями проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ДОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Родители зачастую испытывают определённые трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Поэтому столь необходимой представляется реализация целостной системы взаимодействия ДОУ и семьи. При этом использование разнообразных форм сотрудничества с родителями даёт возможность сформировать у них интерес к вопросам воспитания, вызвать желание расширять и углублять имеющиеся педагогические знания, развивать креативные способности.

Индивидуальная работа с семьями "группы риска" предполагает несколько этапов:

1) установление контакта с членами семьи;

2) выявление существа семейных проблем и причин их возникновения;

3) определение плана вывода семьи из тяжёлой ситуации, содержания необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада, общественного инспектора по охране прав детей;

4) реализация намеченного плана, привлечение специалистов, способных помочь в разрешении тех проблем, которые семья не может решить самостоятельно;

5) патронирование семьи, если оно необходимо.

В нашем детском саду широко применяются такие формы работы, как родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы, индивидуальные формы работы, а также формы работы, связанные с оформлением стендов, буклетов и папок-передвижек. Однако предложенные формы работы оказываются не всегда эффективными. Родители, в силу своей занятости на работе (посменная работа), не всегда посещают родительские собрания, не имеют возможности прочитать консультации на папках-передвижках и стендах, в силу большого объёма информации и маленького промежутка времени, отводимого на эти цели родителями. Поэтому работа с родителями по повышению педагогической культуры должна планироваться и проводиться таким образом, чтобы каждый родитель имел возможность ознакомиться, принять участие в этой просветительской работе.

Организация взаимодействия с семьей - работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

Семья и детский сад - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему даёт ребёнку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

Все мы немного психологи и психотерапевты. Проверьте тембр и громкость своего голоса, манеру поведения; помните: чтобы быть интересным детям, надо быть интересным самому себе.

Т. ЧЕРЕПАНОВА,

воспитатель МБДОУ "Детский сад "Чебурашка" г.Вуктыла.

Комментарии (1)

Гость
21.12.2013 в 10:19

Благодарю

Реклама
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму