Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       
Фотогалерея
Главная Воспитание и образование Компьютер. Друг или враг?

Компьютер. Друг или враг?

8 мая 2017
Компьютер. Друг или враг?

За последние годы компьютер стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Около 70% современных школьников, отвечая на вопрос о своих интересах, увлечениях и хобби, на первое место ставят именно компьютер. К сожалению, многие из нас, и как родители, и как специалисты, имеющие дело с детьми по роду профессии, сталкиваются в реальности с проблемой патологического пристрастия ребенка к этому «умному ящику».
Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной «наркомании», вызванную техническими средствами. Она проявляется в форме болезненной зависимости от видеоигр, чрезмерной увлеченности поиском информации или в поглощенности общением с друзьями по сети. И мы, взрослые, зачастую оказываемся бессильными справиться с подобными злоупотреблениями детей привычными для нас воспитательными средствами.
Всегда ли увлечение ребенка компьютером можно назвать зависимостью? Ведь когда дети играют, скажем, в настольные игры или футбол, никому и в голову не приходит говорить о патологическом пристрастии.
Дело в том, что игры – настольные, ролевые, спортивные – являются совершенно необходимым условием для нормального развития ребенка. Они не отделимы от общения со сверстниками, предполагают труд и преодоление, служат своего рода гимнастикой для ума, тела, чувств и воли взрослеющего человека. Лишь только тогда, когда увлеченность начинает «уводить» от необходимых для нормального развития видов деятельности – учебы, домашнего труда, непосредственного общения с людьми, можно говорить о том, что развивается патологическая зависимость. Пагубная привычка, расширяя свои полномочия в жизни ребенка, вытесняет, в том числе, и здоровые игры. Постепенно она начинает доминировать настолько, что препятствует даже жизненно необходимым потребностям – таким как сон, еда, прогулки. Именно такую картину в отношениях ребенка с компьютером часто приходится наблюдать.
Первые признаки развития зависимости у ребенка: приходит домой – сразу включает компьютер; ест, пьет чай, готовит уроки у работающего компьютера; может забыть поесть, почистить зубы и т. п. – раньше такого не было; провел хотя бы одну ночь за компьютером; прогулял школу – сидел за компьютером; пребывает в плохом, раздраженном настроении, ничем не может заняться, если нет доступа к компьютеру; конфликтует, угрожает, шантажирует в ответ на запрет сидеть за компьютером.
Непреодолимое влечение к использованию Интернета, вынуждающее проводить за компьютером всё свободное время и часть времени, необходимого для работы, семьи и друзей, приводит к ограничению интересов, материальному ущербу, социальным и семейным проблемам и расстройствам здоровья.
Если на первом этапе не остановить развитие зависимости, то происходит формирование новой потребности – находиться за пределами реального мира в виртуальном при помощи компьютерных игр.
Для того, чтобы понять, что мы можем сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимо разобраться, что же так сильно привлекает ребенка в компьютере? Почему видеоигры захватывают настолько сильно? Какие психологические потребности они удовлетворяют?
Основные мотивы компьютерного взаимодействия школьников – это желание получить удовольствие, развлечься, чем-то занять себя, избавиться от скуки и почувствовать, что ты достигаешь чего-то важного, значимого. Виртуальное взаимодействие всегда устроено так: почти каждое правильно предпринятое усилие игрока вознаграждается – всё время, шаг за шагом, тот, кто играет, получает доказательство собственной состоятельности и успешности. А насколько этого не хватает детям в окружающем их реальном мире! Отождествляя себя с героем игры, ребенок получает возможность своеобразной самореализации в виртуальном пространстве. Игра позволяет принять на себя роль другого и стать тем, кем в реальной жизни стать нельзя. При этом дети и подростки автоматически проецируют на себя все завидные сверхкачества, присущие игровому персонажу, – смелость, ловкость, силу, необычные способности. Позитивные эмоции игроков связаны с азартом, радостью и чувством превосходства над соперником. Игра дает чувство уверенности в себе и повышает самооценку. Возвращение же в реальность мгновенно лишает всех волшебных качеств. В результате несоответствия завышенных ожиданий ребенка его реальным возможностям в душе возникает внутренний дискомфорт и, как следствие, ещё большая невротизация, которая и делает его более беспомощным перед насущными проблемами.
Борьба с компьютероманией и игроманией эффективна тогда, когда усилия направлены не на следствие, а на причину зависимости.
Если у ребенка есть возможность в реальной жизни получать то, что ему может дать виртуальный мир, он защищен от компьютерных и других зависимостей. Это яркая, насыщенная, интересная жизнь. Возможность испытывать азарт, риск. Возможность разряжать напряжение приемлемым способом. Возможность играть, реализовывать любопытство. Возможность общаться со сверстниками.
Конечно, внимательная к потребностям своего ребенка семья может сделать очень многое для профилактики компьютерной зависимости. Но если вы чувствуете, что не справляетесь с возникшими проблемами сами, обращайтесь к специалистам-психологам.
Ю.Карманова, педагог-психолог МБОУ «СОШ №1»
 

Комментарии (0)

Реклама
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму