Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Сеять разумное, доброе, вечное...
Первый номер нашей газеты вышел 1 сентября 1975 года, и вскоре мне поручили подготовить несколько материалов ко Дню учителя, который отмечается в начале октября. Так произошло, что первым учителем, о котором рассказала наша газета, стала Софья Алексеевна Сычёва. Сейчас, спустя почти 40 лет, перечитав «репортаж из класса», удивился: всё стало ведь другим - страна, время, идеология... Но перепечатывая этот репортаж, мы не изменили ни одной строчки, и вы поймёте почему - просто над настоящим Учителем и Человеком время не властно...
- Софья Алексеевна Сычёва - опытный учитель. Побывайте на её уроках,
посмотрите, - посоветовали мне в Вуктыльской средней школе. И вот я на
уроке русского языка. Тема: правописание частицы «не» с глаголами. Софья Алексеевна взяла стопку тетрадей и сказала: «Я очень была рада, когда проверила ваше домашнее задание. Большинство из вас написало грамотно и получило четвёрки». И здесь я обратил внимание на то, как Софья Алексеевна старалась чётко произносить каждое слово, будто диктовала диктант. Она как бы заставляла вслушиваться в звучание слов, и несомненно, написание каких-то из них сознательно или подсознательно запомнится ребятам. Потом Софья Алексеевна взяла одну тетрадь и, прочтя написанное в ней, сказала: «Посмотрите, ребята, какие трудные слова употреблены в сочинении. И все они написаны правильно, поэтому я поставила за эту работу пятёрку». Она, как выяснилось позже, недаром старается выделить стремление ученика к выполнению трудных заданий. «Я хочу, чтобы у них стало убеждением, что, только преодолевая трудности, можно достигнуть успехов».
И тут вспомнилось, как она на уроке попросила ученика объяснить, правильно ли по смыслу такое предложение: «Не будешь тренироваться - не добьёшься успехов». Он подумал и уверенно сказал: «Конечно, правильно. Будешь тренироваться - накачаешь мускулы».
Вроде бы, мелкие штрихи. Но ведь в работе учителей нет мелочей. Помните, у Макаренко: «Воспитание должно идти на каждом квадратном метре». Это хорошо понимает Софья Алексеевна, потому и продумано у неё всё до мелочей, потому и призывает она к себе на помощь все доступные средства.
Казалось бы, тема урока - не из интересных, но он шёл живо, на одном дыхании. Учеников в классе - тридцать человек. Заставить всех работать в полную силу 45 минут, успеть опросить - трудно. Признаться, я не заметил границ между повторением пройденного и объяснением нового. Ребята работали всё время. Опрос пройденного был как игра: нужно было быстро сообразить и поднять над головой нужную карточку. Кто замешкался - сразу объясняй правило.
На этом же уроке она предложила ребятам вспомнить, какие они знают отрывки из стихов, пословицы, где употреблялась бы частица «не» с глаголом. Через секунду уже был лес рук. А когда «запасы» стали иссякать, поднялся бойкий паренёк и сказал: «Не надо печалиться, вся жизнь впереди». Класс оживился. «Молодец! - сказала Софья Алексеевна, радуясь, что сумела расшевелить их. -А сейчас посмотрим на доску». И опять всё внимание приковано к учительнице. Опять она задаёт вопросы. Вопросы всё время, будто бы Софья Алексеевна пришла не рассказывать, а узнать, послушать, расспросить. Получается, как будто ребята всё необходимое узнают от самих себя. Но это только кажется. Засыпая их вопросами, она умело направляет разговор в нужное русло.
Она тактична. На её уроках не услышишь, чтобы вдруг при всех она стала «воспитывать», в надежде на то, что ученик критически оценит свои недостатки, «опомнится». Даже о том, что кто-то плохо сделал домашнее задание, она сказала вскользь, как о чём-то незаслуживающем внимания: «У некоторых встречаются ошибки, мы поговорим об этом после, индивидуально». В этом, мне кажется, заложен большой смысл. Зачем при всех затрагивать больное место, ведь ребёнок может подумать, что учителю это приносит радость. Но зато слова «молодец», «правильно» в её лексиконе встречаются часто. Хотя, по правде говоря, не все ответы ребят, конечно же, бывают исчерпывающими.
-Я всегда стараюсь поддержать попытку учеников высказать свои мысли, пусть и наивные. В старших классах часто приходится сталкиваться с шаблонностью, простым пересказом учебника. Откуда это? Наверное, ещё раньше, ученика «одёрнули» раз-другой, и вот они думают, что лучше быть неискренним. Недавно встретил меня мой бывший восьмиклассник и говорит: «Вы знаете, я не согласен с той трактовкой образа Катерины, какая дана в учебнике». Я расспрашивала его, а про себя радовалась, что в нём сохранилась искренность, что он умеет мыслить по-своему.
Сычёва-учитель родилась из открывшейся в юности способности наглядно и доходчиво рассказать своим пионерам обо всём интересующем. Была она в школе вожатой несколько лет. После окончания школы - педагогический институт в Сыктывкаре. Потом были сельские школы, а в 1967 году она приехала сюда, в Вуктыл, и с тех пор работает завучем. За двадцать лет работы, как у всякого учителя, у неё сложились свои взгляды на школьные проблемы. Она высказывает их убеждённо, невольно заставляя своей аргументированностью встать на её, пусть даже спорную, точку зрения.
- Были недавно во всех школах разные «дни». «День поэзии», например. Ребят снимали с уроков и весь день рассказывали им о поэтах,: писателях, читали стихи. В нашей школе тоже был «День здоровья». Проводились спортивные мероприятия. Я была решительно против всех этих «дней». Ведь разве можно привить любовь к физкультуре или поэзии в один день? Это же наш каждодневный труд. Хорошо, что сейчас запретили, наконец, всякие «дни».
За годы работы многое изменилось в школах, усложнилось. Учителю никак нельзя отставать. А Софье Алексеевне, как завучу, тем более. Она ведь постоянно проводит с учителями совещания по методике преподавания. Приходится :много читать, выискивать новое и проверять его на практике. Чтобы мысль ученика не цепенела, надо самому быть творческим, занимательным, интересным человеком. Таково её убеждение, и она следует ему.
...Урок русского прошёл незаметно, в работе. И что примечательно, за весь урок Софья Алексеевна ни разу не повысила голос, не рассердилась, хотя причину для этого можно было, конечно, найти. Я уверен, что таково её правило. Разве можно стараться сохранить искренность и кричать?
Поэтому Софья Алексеевна Сычёва - лучший представитель сегодняшнего учительства. Думающего, творческого, разностороннего, которое относится с любовью к своему делу из-за стремления - сеять повсюду разумное, доброе, вечное.
А.БОЧАРНИКОВ.
(«Сияние Севера», №10,
4 октября 1975 г.).