Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      
Фотогалерея
Главная Страницы истории Сеять разумное, доброе, вечное...

Сеять разумное, доброе, вечное...

29 мая 2014
Сеять разумное, доброе, вечное...

Первый номер нашей газеты вышел 1 сентября 1975 года, и вскоре мне поручили подготовить несколько материалов ко Дню учителя, который отмечается в начале октября. Так произошло, что первым учителем, о котором рассказала наша газета, стала Софья Алексеевна Сычёва. Сейчас, спустя почти 40 лет, перечитав «репортаж из класса», удивился: всё стало ведь другим -  страна, время, идеология... Но перепечатывая этот репортаж, мы не изменили ни одной строчки, и  вы поймёте почему - просто над настоящим Учителем и Человеком время не властно...

- Софья Алексеевна Сычёва - опыт­ный учитель. Побывайте на её уроках,
посмотрите, - посоветовали мне в Вуктыльской средней школе. И вот я на
уроке русского языка. Тема: правописа­ние частицы «не» с глаголами. Софья Алексеевна взяла стопку тетрадей и сказала: «Я очень была рада, когда проверила ваше домашнее задание. Большинство из вас написало грамот­но и получило четвёрки». И здесь я обратил внимание на то, как Софья Алексеевна старалась чётко произно­сить каждое слово, будто диктовала диктант. Она как бы заставляла вслу­шиваться в звучание слов, и несомнен­но, написание каких-то из них созна­тельно или подсознательно запомнится ребятам. Потом Софья Алексеевна взя­ла одну тетрадь и, прочтя написанное в ней, сказала: «Посмотрите, ребята, какие трудные слова употреблены в сочинении. И все они написаны пра­вильно, поэтому я поставила за эту работу пятёрку». Она, как выяснилось позже, недаром старается выделить стремление ученика к выполнению труд­ных заданий. «Я хочу, чтобы у них стало убеждением, что, только преодолевая трудности, можно достигнуть успехов».

И тут вспомнилось, как она на уроке попросила ученика объяснить, правиль­но ли по смыслу такое предложение: «Не будешь тренироваться  - не добь­ёшься успехов». Он подумал и уверенно сказал: «Конечно, правильно. Будешь тренироваться - накачаешь муску­лы».

Вроде бы, мелкие штрихи. Но ведь в работе учителей нет мелочей. Помните, у Макаренко: «Воспитание должно ид­ти на каждом квадратном метре». Это хорошо понимает Софья Алексеевна, потому и продумано у неё всё до мело­чей, потому и призывает она к себе на помощь все доступные средства.

Казалось бы,  тема урока - не из интересных, но он шёл живо, на одном дыхании. Учеников в классе - тридцать человек. Заставить всех работать в полную силу 45 минут,  успеть опросить - трудно. Признаться, я не заметил границ между повторением пройденно­го и объяснением нового. Ребята рабо­тали всё время. Опрос пройденного был как игра: нужно  было быстро сообразить и поднять над головой нужную карточку. Кто замешкался - сразу объясняй правило.

На этом же уроке она предложила ребятам вспомнить, какие они знают отрывки из стихов, пословицы, где употреблялась бы частица «не» с гла­голом. Через секунду уже был лес рук. А когда «запасы» стали иссякать, под­нялся бойкий паренёк и сказал: «Не на­до печалиться, вся жизнь впереди». Класс оживился. «Молодец! - сказала Софья Алексеевна,  радуясь, что сумела расшевелить их. -А сейчас посмотрим на доску». И опять всё внимание прико­вано к учительнице. Опять она задаёт вопросы. Вопросы всё время, будто бы Софья Алексеевна пришла не рассказы­вать, а узнать, послушать, расспросить. Получается, как будто ребята всё необ­ходимое узнают от самих себя. Но это только кажется. Засыпая их вопросами, она умело направляет разговор в нужное русло.

Она тактична. На её уроках не ус­лышишь, чтобы вдруг при всех она стала «воспитывать», в надежде на то, что ученик критически оценит свои не­достатки, «опомнится». Даже о  том, что кто-то плохо сделал домашнее задание, она сказала вскользь, как о чём-то незаслуживающем внимания: «У не­которых встречаются ошибки, мы  пого­ворим об этом после, индивидуально». В этом, мне кажется, заложен большой смысл. Зачем при всех затрагивать больное место, ведь ребёнок может подумать, что учителю это приносит радость. Но зато слова «молодец», «пра­вильно» в её лексиконе встречаются часто. Хотя, по правде говоря, не все ответы ребят, конечно же, бывают исчерпывающими.

-Я всегда стараюсь поддержать по­пытку учеников высказать свои мысли, пусть и наивные. В старших классах часто приходится сталкиваться с шаб­лонностью, простым пересказом учебни­ка. Откуда это? Наверное, ещё раньше, ученика «одёрнули»  раз-другой, и вот они думают, что лучше быть неискрен­ним. Недавно встретил меня мой быв­ший восьмиклассник и говорит: «Вы знаете, я не согласен с той трактовкой образа Катерины, какая дана в учебнике». Я расспрашивала его, а про себя радовалась, что в нём сохранилась искренность, что он умеет мыслить по-своему.

Сычёва-учитель родилась из открывшейся в юности способности наг­лядно и  доходчиво рассказать своим пионерам обо всём интересующем. Бы­ла она в школе вожатой несколько лет. После окончания школы - педагогиче­ский институт в Сыктывкаре. Потом были сельские школы, а в 1967 году она приехала сюда, в Вуктыл, и с тех пор работает завучем. За двадцать лет ра­боты, как у всякого учителя, у неё сложились свои взгляды на школьные проблемы.  Она высказывает их убеж­дённо,  невольно заставляя своей аргументированностью встать на её, пусть даже спорную, точку зрения.

- Были недавно во всех школах разные «дни». «День поэзии», например. Ребят снимали с уроков и весь день рассказывали им о поэтах,: писателях, читали стихи. В нашей школе тоже был «День здоровья». Проводились спор­тивные мероприятия.   Я была решитель­но против всех этих «дней». Ведь раз­ве можно привить любовь к физкуль­туре или поэзии в один день? Это же наш каждодневный труд. Хорошо, что сейчас запретили, наконец, всякие «дни».

За годы работы многое изменилось в школах, усложнилось. Учителю никак нельзя отставать. А Софье Алексеевне, как завучу, тем более. Она ведь пос­тоянно проводит с учителями совеща­ния по методике преподавания. Приходится :много читать, выискивать новое и проверять его на практике. Чтобы мысль ученика не цепенела, надо само­му быть творческим, занимательным, интересным человеком. Таково её убеж­дение, и она следует ему.

...Урок русского прошёл незаметно, в работе. И что примечательно, за весь урок Софья Алексеевна ни разу не по­высила голос, не рассердилась, хотя причину для этого можно было, ко­нечно, найти. Я уверен, что таково её правило. Разве можно стараться сохра­нить искренность и кричать?

Поэтому Софья Алексеевна Сычёва - лучший представитель сегодняшне­го учительства. Думающего, творческо­го, разностороннего, которое относится с любовью к своему делу из-за стрем­ления -  сеять повсюду разумное,  доброе, вечное.        

А.БОЧАРНИКОВ.

(«Сияние Севера», №10,

4 октября 1975 г.).

 

Комментарии (0)

Реклама
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму