Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Вячеслав Гайзер: Кризис - это не только отрицательные моменты, но и новые возможности
3 февраля в Сыктывкаре Глава Республики Коми Вячеслав Гайзер провел ставшую уже традиционной большую пресс-конференцию. Центральной темой нынешней встречи с журналистами стала экономическая ситуация в регионе, антикризисные меры Правительства Коми и точки роста экономики в предлагаемых обстоятельствах. Руководитель региона ответил на вопросы представителей средств массовой информации – не только республиканских, но и из Санкт-Петербурга. Телемост с северной столицей был организован агентством ТАСС.
Об итогах 2014 года
Пресс-конференция в большом зале администрации Главы и Правительства РК традиционно началась с вопроса об итогах прошлого года, которые на сей раз Вячеслава Гайзера попросили оценить, прежде всего, с экономической точки зрения.
– Оцениваю работу руководства республики в целом как удовлетворительную, учитывая весь тот комплекс вопросов, который необходимо было решать, тех проблем, которые возникли в ходе исполнения бюджета и календарного 2014 года.
Если вкратце обозначить основные итоги работы, макроэкономические показатели, то самое главное – нам удалось не упасть в промышленном производстве. Более того, его рост по итогам года составил 0,7 процента. Очень важно, что этот рост наблюдался не только в наших традиционных добывающих отраслях промышленности, но и в перерабатывающих отраслях.
Да, темпы, конечно, не такие, как в предыдущие годы, но в сравнении с общей экономической ситуацией, сложившейся в стране в целом и во многих других регионах, я считаю, что это достаточно позитивные результаты работы нашей экономики. Собственно, это подтверждается и теми данными, которые мы имеем по росту инвестиций в основной капитал – он составил более 7 процентов, более 145 миллиардов рублей по прошлому году. Благодаря этому мы имеем неплохие показатели по безработице по итогам года – она зафиксирована на уровне 1,3 процента от числа экономически активного населения. Был устойчивый рост средней заработной платы по республике, она составила 38 тысяч 843 рубля. В номинальном выражении это, действительно, рост более 6 процентов. Но мы понимаем, что с учетом той инфляции, которая сложилась, произошло небольшое снижение реального роста заработных плат – порядка одного процента.
Что касается инфляционных составляющих, то в республике это 10,9 процента, что, конечно, превышает те показатели, на которые мы изначально рассчитывали в начале года. Но это прилично меньше, чем в среднем в Российской Федерации, мы занимаем второе-третье место по Северо-Западу в позитивном смысле этого слова.
По темпам роста цен мы находимся на 66 месте среди 83 субъектов России и входим в двадцатку регионов, где удалось добиться наиболее устойчивого положения дел с контролем за ростом цен и тарифов. Что касается продолжения реализации программ по развитию социальной сферы, то здесь мы никаких планов не сорвали, мы уверенно выполняли и выполняем все требования «майских указов» Президента России, начиная от позиций, связанных с ростом заработной платы в бюджетной сфере. Мы выполнили, в том числе, все планы, которые касались продолжения развития инфраструктуры по всем направлениям, начиная от дошкольного и общего образования и заканчивая отраслями культуры и социальной защиты.
О кризисе и точках роста
– Сформирован ли в Коми антикризисный план?
– До 15 февраля Правительство Коми должно закончить работу над планом мероприятий. Но я бы не называл их антикризисными. Я считаю, мы в большей степени не в состоянии кризиса, а в состоянии жизни в новой реальности, связанной с новыми сложившимися обстоятельствами. И, в первую очередь, должны думать не как бороться с кризисом, а как выстраивать жизнь в условиях этой реальности. При этом обеспечивая устойчивое развитие экономики. Нужно широкое обсуждение плана всеми слоями общества, депутатским корпусом и на муниципальном уровне власти. Это должна быть программа, понятная всем жителям региона, и она должна обеспечивать две базовые вещи: безусловную защиту населения от негативных последствий кризиса и поддержку устойчивого развития экономики республики как основы для решения общереспубликанских проблем.
– В этих новых условиях у республики есть возможности для развития новых направлений, новых производств?
– Считаю, что любой кризис – это палка о двух концах. Это не только отрицательные моменты, но и новые возможности. Сегодня модна тема импортозамещения. Но ведь это факт, сегодня у нас появляется уникальная возможность для того, чтобы от разговоров перейти к конкретному делу.
И это касается не только сельского хозяйства, но и других направлений: республика очень богата сырьевыми ресурсами, и не только углеводородами, но и всем тем, из чего можно и нужно строить. Это и направления, связанные с развитием IT-технологий, био-энергетики. Мы говорим «кризис», а конъюнктура рынка показывает востребованность новых объемов продукции лесопромышленного производства и переработки. Я за последние 15-20 лет и не помню таких возможностей для лесопереработчиков, как сейчас. Значит, вот эти точки роста необходимо поддержать и делать на них ставку.
С каждым системообразующим, градообразующим предприятием во всех отраслях проведен цикл консультаций, защит производственных планов на 2015 год и ближайшую перспективу. У нас есть четкое понимание, как будет действовать любая отрасль республики. Работа с такими предприятиями выстроена системно на основании договоров о социально-экономическом партнерстве. Речь идет о производственных показателях, дополнительных возможностях, которые необходимо с помощью правительства региона реализовывать.
Основа плана – новые возможности экономики республики, с тем, чтобы в период кризиса не просто бороться с его последствиями, но и продолжать развиваться.
Хотя план, конечно, будет включать и те мероприятия, которые условно можно назвать антикризисными; они, в первую очередь, направлены на защиту населения республики от необоснованных действий товаропроизводителей, торговых сетей.
– Сразу же после того, как был принят бюджет республики на 2015 год и на среднесрочную перспективу, пошла речь о его оптимизации. Что скрывается под этим словом и не превратится ли она в банальное урезание расходных статей?
– Комиссия по оптимизации бюджетных расходов действовала и раньше. Эта работа имеет особое значение в сегодняшних условиях, и это естественно. Необходимо еще раз проанализировать все наши государственные программы. В сегодняшних условиях надо сосредоточиться на безусловном 100-процентном исполнении наиболее важных и социально значимых задач. Тем более в условиях, когда федеральный центр может принимать решения по ограничению своего софинансирования каких-то расходов в части проектов, связанных с развитием нашей инфраструктуры и республики в целом. Можем мы допустить остановку этого развития? Нет! А возможен или невозможен секвестр? Жизнь есть жизнь. Всё будет зависеть от того, как будем работать мы, наша экономика.
О жилье
– Республика пока не вошла в федеральную программу «Жилье для российской семьи», застройщики не заинтересованы строить жилье по предложенным условиям – 30 тысяч рублей за квадратный метр при компенсации 4 тысячи рублей за квадрат. Будете ли вы вести диалог с местными застройщиками, чтобы все-таки войти в эту программу?
– Мы проводили переговоры с застройщиками республики – с серьезными, у которых есть строительная база и теоретический интерес участия в такой программе. Условия, предложенные Минрегионом, Минстроем, никого из них не заинтересовали. Себестоимость строительства в северных условиях отличается от того, что предлагают сегодня для реализации таких программ. Наша задача – попробовать найти варианты, чем можно дополнить федеральную программу, чтобы наших строителей заинтересовать и тем самым снизить стоимость квадратного метра для конечного потребителя.
– Одна из приоритетных программ – это переселение граждан из аварийного жилья. До 2017 года должны быть расселены те дома, которые признаны аварийными до 2012 года и включены в программу. Но у нас есть дома, которые официально признаны аварийными до 2012 года, но по халатности глав администраций не были включены в общий перечень, республика их не смогла представить на финансирование в Москве. Можно ли решить вопрос по их переселению?
– Никто из жителей такого рода жилого фонда забытым не останется. Сегодня наша задача – эффективно отработать программу, которая утверждена и которую мы реализуем вместе с федеральным центром. Но параллельно мы должны еще раз проинвентаризировать жилой фонд, который признан аварийным, но не попал в регистрацию, чтобы принять по нему отдельные решения в виде какой-то республиканской программы.
Другое дело, что решения, которые нужно для этого принимать, поскольку ресурс тут республиканский, должны быть направлены не на точечные действия. Необходимо реализовывать варианты организации строительных площадок с инженерной коммуникацией, чтобы затем, привлекая ресурс и частных застройщиков, делать эту программу для государства более дешевой на условиях государственно-частного партнерства. Эта задача Минархстрою республики сегодня поставлена.
– Наша республика, можно сказать, провалила программу переселения из ветхого и аварийного жилья с показателем в 30 процентов от плана. На заседании правительства региона в декабре звучало предупреждение в адрес руководителей муниципальных образований, что будут приняты кадровые решения по этому вопросу. А они действительно будут?
– Республика не провалила эту программу, а не вписалась во временные рамки по исполнению первого этапа программы, в которой пять этапов. Выводы сделаны, и что касается второго этапа – мы идем четко по плану.
Но это уже состоявшийся факт, к 15 февраля 2015 года первый этап у нас не закончен. Плюнуть на всё и позволить муниципалитетам галочку поставить, отчитаться, быстрее спихнуть – и трава не расти? Нет, этого не будет. Всё жилье, которое в рамках этапа обязаны сдать с надлежащим качеством, будет сделано, даже если мы на это потратим лишние деньги.
Что касается решений в отношении тех должностных лиц, которые допустили такую ситуацию, то соответствующие выводы со стороны глав муниципалитетов сделаны. Как мне доложили, глава Печоры подал в отставку. Но у нас не самоцель – план отставки мэров. Задача стоит – сделать общую работу, и республиканскую, и муниципального уровня, более эффективной, а не кровь кому-нибудь пустить.
– В 2015 году заканчивается существующая федеральная программа по переселению северян. Будет ли она иметь продолжение?
– Пока никто не ставил вопрос о том, что эта программа должна прекратить свое действие. Более того, нам удалось на этот год в три раза увеличить суммы на реализацию этого закона, что Российская Федерация нам направляет. В прошлом году мы имели 450 миллионов рублей, в этом – полтора миллиарда.
О «Белкомуре»
– Каковы перспективы реализации прое