Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Навстречу юбилею: 80 лет законодательному органу власти Республики Коми
В 2018 году законодательный орган власти Республики Коми отмечает свое 80-летие. За эти годы менялись его название, состав, структура, но неизменным оставалось одно – во все времена решения депутатов являлись ответом на вызовы времени, а главным ориентиром народных избранников была и остается работа на благо жителей родной республики. В своей статье кандидат исторических наук Анатолий Напалков проанализировал, какие основные этапы прошла законодательная власть на Коми земле в ходе своего становления: от Верховного Совета Коми АССР к Государственному Совету РК.
В истории политической системы Республики Коми особое место занимают такие важные события как принятие Конституции и формирование высшего законодательного органа первого созыва. В соответствии с основным законом СССР, принятым в 1936 году, автономные области, в том числе и Коми, преобразовались в автономные советские социалистические республики. Им надлежало иметь свои конституции, свои верховные советы и правительства.
23 июня 1937 г. была принята первая Конституция Коми АССР, а 26 июня 1938 г. были избраны депутаты Верховного Совета Коми АССР. Эти события народ встретил чрезвычайно положительно. В частности, день выборов превратился в большой праздник. Вероятно, можно понять эмоциональный запал жителей республики, особенно коми. Народ, который до Октябрьской революции не имел единой административной территории, объединился в 1921 г. в одну автономную область, а затем – в республику.
Верховный Совет Коми АССР, с 1990 года – Коми ССР, с 1992 – Республики Коми, работал на протяжении 12 созывов до создания в 1995 г. Государственного Совета РК. Каждый из созывов сыграл большую роль в поступательном движении Коми АССР, Республики Коми.
Анализ работы депутатов Верховного Совета всех созывов дает основание утверждать, что депутатские мандаты в большинстве своем получали люди, искренне стремившиеся создать более благоприятные условия для развития городов, районов, сёл республики.
Последний, двенадцатый, созыв Верховного Совета республики вписал в историю представительных органов власти особую страницу, с нее начался новый этап в функционировании советской политической системы. Сформированный 4 марта 1990 года в результате свободных выборов, Верховный Совет стал в полном смысле слова занимать предназначенное парламенту Конституцией место высшего органа государственной власти республики. Если в первое время на общедепутатских форумах наблюдалась митинговая стихия, которую можно объяснить неостывшим еще пылом конкурентной борьбы за депутатский мандат, наличием свободы и желанием достичь быстрых результатов, то в последующем в депутатской деятельности всё больше стало профессионализма, делового подхода к законотворчеству.
Разумеется, Верховный Совет республики прежних созывов принимал государственно-нормативные акты, однако системный законотворческий процесс отсутствовал. Скорее, он адаптировал общесоюзные, общероссийские законы к условиям Коми АССР. По- настоящему законотворческий процесс начался с формирования Верховного Совета Коми Республики XII созыва. Именно в этот период республика укрепила свой государственный статус, далеко вперед продвинулось решение вопросов его оформления и закрепления, упорядочения взаимоотношений с федеральными органами власти.
Без всякого преувеличения можно сказать, что на плечи народных депутатов Верховного Совета РК XII созыва выпало наиболее трудное и сложное бремя экономических, политических преобразований. Жизнь научила парламентариев вести напряженную законотворческую, общественно-политическую и межпарламентскую работу. Это был период интенсивного поиска неизвестных ранее путей и форм социально-экономических преобразований. Проходившие процессы требовали от Верховного Совета создания оптимальных условий для социального, экономического, политического развития региона. И народные депутаты стремились найти их. Достаточно сказать, что за период своей деятельности они приняли более 600 различных государственно-нормативных актов, в том числе около 100 законов.
Реализуя право законодательной инициативы, парламент не раз выходил с предложениями, которые касались изменений различных положений Конституций СССР, РСФСР, федеральных законов. В свою очередь, федеральные властные структуры направляли в Верховный Совет республики проекты законов для экспертизы. Период деятельности Верховного Совета республики двенадцатого созыва, возглавляемого Ю. А. Спиридоновым, совпал с переломным этапом в историческом развитии страны. Набирали темпы центробежные движения, которые в конце концов привели к распаду СССР, но они представляли опасность и для Российской Федерации, ибо «парад суверенитетов» не обошел и бывшие автономии России. Оставаясь полноправным субъектом России, Республика Коми шаг за шагом вела целенаправленную работу по построению отношений с федеральным Центром на договорных принципах. И в 1992 году такой федеративный договор был подписан.
Не менее сложной была и экономическая ситуация. Вхождение в рынок требовало от законодательной власти умения оперативно реагировать на меняющуюся обстановку. На проходивших сессиях, помимо законов, Верховный Совет принял более 20 постановлений по вопросам социально-экономического положения в республике, 23 – по социальным гарантиям. Свыше 20 нормативных актов депутаты утвердили по бюджету и налогам, 12 – по вопросам собственности и деятельности хозяйственных субъектов.
Принимая те или иные государственно-нормативные акты, особенно по вопросам экономики, народные депутаты понимали, что собственное законодательство республики развивается не в вакууме. Они осознавали, что республика является частью России. Следовательно, на местном уровне подчас было трудно, а порой и невозможно остановить негативные процессы, которые происходили в стране.
Не оставаясь в стороне от общероссийских реформ политической системы, Верховный Совет РК XII созыва создал законодательную базу для функционирования исполнительной и представительной власти нового типа. По иным принципам формировался и новый законодательный орган – Государственный Совет.
После принятия новой Конституции РК, государственно-нормативных актов по формированию исполнительной и представительной законодательной ветвей власти, с выборами в мае 1994 г. Главы РК, в январе 1995 года – Госсовета РК начала функционировать новая политическая система.
В целом, следует считать, что республиканский парламент нового типа вполне успешно справлялся с возложенными на него Конституцией обязанностями.
В начале XXI века в России по существу начался этап по модернизации только что складывающейся политической системы. Он был связан с уходом Б. Н. Ельцина в отставку. В результате досрочных президентских выборов в 2000 году главой российского государства был избран В. В. Путин, до этого занимавший пост руководителя правительства. Новый президент страны стал вести целенаправленную политику по укреплению вертикали исполнительной власти.
Реформы коснулись и высшего законодательного органа власти республики – Госсовета. Его депутаты первые два созыва избирались по территориальным и административно-территориальным округам. Каждый город и район мог иметь своего депутата в республиканском парламенте. 02.03.2003 г. был сформирован Государственный Совет III созыва. Депутатский корпус был сокращен с 50 до 30 человек, и все они были избраны по одномандатным округам. 80 процентов депутатов являлись руководителями предприятий, организаций, общественных объединений.
В 2003-2006 годах в республике проводилась реформа местного самоуправления. За три года было принято 19 основополагающих законов, которые позволили создать новую систему местного самоуправления, обеспечили проведение выборов нового состава выборных органов и должностных лиц в муниципальных образованиях, определили принципы межбюджетных отношений. В результате проведенной работы в республике создано 15 муниципальных районов и 5 городских округов, образовано 191 муниципальное образование поселений. В советы поселений избрано 1630 депутатов, а в советы муниципальных районов и городских округов – 444.
В мае 2006 г. Госсоветом РК был принят закон «Об Общественной палате Республики Коми», а в октябре Общественная палата была полностью сформирована.
Госсовет IV созыва формировался по смешанной избирательной системе: 15 депутатов избирались по мажоритарной системе от 15 одномандатных избирательных округов, 15 – по пропорциональной системе по партийным спискам от единого общереспубликанского избирательного округа. Избрание депутатов по партийным спискам является вполне оправданным.
Политическая система, как любая динамичная организация, находится в постоянном развитии. В нее вносятся какие-то новшества, в том числе и в главное звено – институты государственной власти и управления. Самое важное, на наш взгляд, чтобы она была устойчивой, не совершались революционные скачки. Устойчивость политической системы – это и обеспечение политической стабильности, создание ею оптимальных условий для всестороннего развития народнохозяйственного комплекса страны, республики.
А. Д. НАПАЛКОВ,
кандидат исторических наук