Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       
Фотогалерея
Главная Общество Навстречу юбилею: 80 лет законодательному органу власти Республики Коми

Навстречу юбилею: 80 лет законодательному органу власти Республики Коми

21 июня 2018
Навстречу юбилею: 80 лет законодательному органу власти Республики Коми

В 2018 году законодательный орган власти Республики Коми отмечает свое 80-летие. За эти годы менялись его название, состав, структура, но неизменным оставалось одно – во все времена решения депутатов являлись ответом на вызовы времени, а главным ориентиром народных избранников была и остается работа на благо жителей родной республики. В своей статье кандидат исторических наук Анатолий Напалков проанализировал, какие основные этапы прошла законодательная власть на Коми земле в ходе своего становления: от Верховного Совета Коми АССР к Государственному Совету РК.

В истории политической системы Республики Коми особое место занимают такие важные события как принятие Конституции и формирование высшего законодательного органа первого созыва. В соответствии с основным законом СССР, принятым в 1936 году, автономные области, в том числе и Коми, преобразовались в автономные советские социалистические республики. Им надлежало иметь свои конституции, свои верховные советы и правительства.

23 июня 1937 г. была принята первая Конституция Коми АССР, а 26 июня 1938 г. были избраны депутаты Верховного Совета Коми АССР. Эти события народ встретил чрезвычайно положительно. В частности, день выборов превратился в большой праздник. Вероятно, можно понять эмоциональный запал жителей республики, особенно коми. Народ, который до Октябрьской революции не имел единой административной территории, объединился в 1921 г. в одну автономную область, а затем – в республику.

Верховный Совет Коми АССР, с 1990 года – Коми ССР, с 1992 – Республики Коми, работал на протяжении 12 созывов до создания в 1995 г. Государственного Совета РК. Каждый из созывов сыграл большую роль в поступательном движении Коми АССР, Республики Коми.

Анализ работы депутатов Верховного Совета всех созывов дает основание утверждать, что депутатские мандаты в большинстве своем получали люди, искренне стремившиеся создать более благоприятные условия для развития городов, районов, сёл республики.

Последний, двенадцатый, созыв Верховного Совета республики вписал в историю представительных органов власти особую страницу, с нее начался новый этап в функционировании советской политической системы. Сформированный 4 марта 1990 года в результате свободных выборов, Верховный Совет стал в полном смысле слова занимать предназначенное парламенту Конституцией место высшего органа государственной власти республики. Если в первое время на общедепутатских форумах наблюдалась митинговая стихия, которую можно объяснить неостывшим еще пылом конкурентной борьбы за депутатский мандат, наличием свободы и желанием достичь быстрых результатов, то в последующем в депутатской деятельности всё больше стало профессионализма, делового подхода к законотворчеству.

Разумеется, Верховный Совет республики прежних созывов принимал государственно-нормативные акты, однако системный законотворческий процесс отсутствовал. Скорее, он адаптировал общесоюзные, общероссийские законы к условиям Коми АССР. По- настоящему законотворческий процесс начался с формирования Верховного Совета Коми Республики XII созыва. Именно в этот период республика укрепила свой государственный статус, далеко вперед продвинулось решение вопросов его оформления и закрепления, упорядочения взаимоотношений с федеральными органами власти.

Без всякого преувеличения можно сказать, что на плечи народных депутатов Верховного Совета РК XII созыва выпало наиболее трудное и сложное бремя экономических, политических преобразований. Жизнь научила парламентариев вести напряженную законотворческую, общественно-политическую и межпарламентскую работу. Это был период интенсивного поиска неизвестных ранее путей и форм социально-экономических преобразований. Проходившие процессы требовали от Верховного Совета создания оптимальных условий для социального, экономического, политического развития региона. И народные депутаты стремились найти их. Достаточно сказать, что за период своей деятельности они приняли более 600 различных государственно-нормативных актов, в том числе около 100 законов.

Реализуя право законодательной инициативы, парламент не раз выходил с предложениями, которые касались изменений различных положений Конституций СССР, РСФСР, федеральных законов. В свою очередь, федеральные властные структуры направляли в Верховный Совет республики проекты законов для экспертизы. Период деятельности Верховного Совета республики двенадцатого созыва, возглавляемого Ю. А. Спиридоновым, совпал с переломным этапом в историческом развитии страны. Набирали темпы центробежные движения, которые в конце концов привели к распаду СССР, но они представляли опасность и для Российской Федерации, ибо «парад суверенитетов» не обошел и бывшие автономии России. Оставаясь полноправным субъектом России, Республика Коми шаг за шагом вела целенаправленную работу по построению отношений с федеральным Центром на договорных принципах. И в 1992 году такой федеративный договор был подписан.

Не менее сложной была и экономическая ситуация. Вхождение в рынок требовало от законодательной власти умения оперативно реагировать на меняющуюся обстановку. На проходивших сессиях, помимо законов, Верховный Совет принял более 20 постановлений по вопросам социально-экономического положения в республике, 23 – по социальным гарантиям. Свыше 20 нормативных актов депутаты утвердили по бюджету и налогам, 12 – по вопросам собственности и деятельности хозяйственных субъектов.

Принимая те или иные государственно-нормативные акты, особенно по вопросам экономики, народные депутаты понимали, что собственное законодательство республики развивается не в вакууме. Они осознавали, что республика является частью России. Следовательно, на местном уровне подчас было трудно, а порой и невозможно остановить негативные процессы, которые происходили в стране.

Не оставаясь в стороне от общероссийских реформ политической системы, Верховный Совет РК XII созыва создал законодательную базу для функционирования исполнительной и представительной власти нового типа. По иным принципам формировался и новый законодательный орган – Государственный Совет.

После принятия новой Конституции РК, государственно-нормативных актов по формированию исполнительной и представительной законодательной ветвей власти, с выборами в мае 1994 г. Главы РК, в январе 1995 года – Госсовета РК начала функционировать новая политическая система.

В целом, следует считать, что республиканский парламент нового типа вполне успешно справлялся с возложенными на него Конституцией обязанностями.

В начале XXI века в России по существу начался этап по модернизации только что складывающейся политической системы. Он был связан с уходом Б. Н. Ельцина в отставку. В результате досрочных президентских выборов в 2000 году главой российского государства был избран В. В. Путин, до этого занимавший пост руководителя правительства. Новый президент страны стал вести целенаправленную политику по укреплению вертикали исполнительной власти.

Реформы коснулись и высшего законодательного органа власти республики – Госсовета. Его депутаты первые два созыва избирались по территориальным и административно-территориальным округам. Каждый город и район мог иметь своего депутата в республиканском парламенте. 02.03.2003 г. был сформирован Государственный Совет III созыва. Депутатский корпус был сокращен с 50 до 30 человек, и все они были избраны по одномандатным округам. 80 процентов депутатов являлись руководителями предприятий, организаций, общественных объединений.

В 2003-2006 годах в республике проводилась реформа местного самоуправления. За три года было принято 19 основополагающих законов, которые позволили создать новую систему местного самоуправления, обеспечили проведение выборов нового состава выборных органов и должностных лиц в муниципальных образованиях, определили принципы межбюджетных отношений. В результате проведенной работы в республике создано 15 муниципальных районов и 5 городских округов, образовано 191 муниципальное образование поселений. В советы поселений избрано 1630 депутатов, а в советы муниципальных районов и городских округов – 444.

В мае 2006 г. Госсоветом РК был принят закон «Об Общественной палате Республики Коми», а в октябре Общественная палата была полностью сформирована.

Госсовет IV созыва формировался по смешанной избирательной системе: 15 депутатов избирались по мажоритарной системе от 15 одномандатных избирательных округов, 15 – по пропорциональной системе по партийным спискам от единого общереспубликанского избирательного округа. Избрание депутатов по партийным спискам является вполне оправданным.

Политическая система, как любая динамичная организация, находится в постоянном развитии. В нее вносятся какие-то новшества, в том числе и в главное звено – институты государственной власти и управления. Самое важное, на наш взгляд, чтобы она была устойчивой, не совершались революционные скачки. Устойчивость политической системы – это и обеспечение политической стабильности, создание ею оптимальных условий для всестороннего развития народнохозяйственного комплекса страны, республики.

А. Д. НАПАЛКОВ,

кандидат исторических наук

Комментарии (0)

Реклама
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму