Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
И помнить страшно, и забыть нельзя
30 октября в России отмечается День памяти жертв политических репрессий. В этот день в нашей стране вспоминают всех, кто был подвергнут репрессиям за свои убеждения по национальным, социальным и другим признакам. Те кровавые события навсегда останутся в летописи истории России. Сотни тысяч людей были подвергнуты жестоким расправам, казнены, сосланы в лагеря и ссылки. Пострадали также близкие и родственники репрессированных. Именно с целью сохранения памяти о тех страшных годах и была учреждена эта дата. Этот день должен был быть днем всеобщего траура, потому что страна пережила национальную трагедию, отголоски которой ощутимы до сих пор. В мирное время люди лишались жизни или изымались из нее на длительный срок. Пострадало всё общество, урон понесли целые сословия – дворяне, казаки, священнослужители, интеллигенция, рабочие и крестьяне.
Пик репрессий пришелся на 1937-1938 годы. В этот период стало актуальным словосочетание «враг народа», и тысячи людей признавались таковыми. Иногда аресты и обвинения были оправданными, но часто людей осуждали из-за необоснованных доносов. И сколько им надо было иметь мужества, терпения, доброты, чтобы не сломаться!
Основными районами ссылок были Урал, Сибирь, Казахстан, Дальний Восток и наш Коми край. Люди не могли понять, за что? Тысячу раз спрашивали себя об этом, когда их везли в смрадных вагонах, когда гнали по тайге... Коменданты и конвоиры толковали о классовой борьбе, о коллективизации, но никто не мог пояснить, за что отняли землю, которую дала советская власть, и эта же власть заставляет их умирать на каторге. В чем их преступление?
Так, летом 1931 года два эшелона, набитые битком лишенцами из Воронежской области и Поволжья, медленно двигались на Север, и лишь через 2 месяца людей оставили на берегу реки без еды и теплой одежды. Главной задачей всех спецпереселенцев должны были стать заготовка леса и его сплав по реке. Люди не приживались на этой холодной земле, умирали и старики, и молодые – от холода и голода, от болезней, от тоски по родным местам… Эпидемии сыпного и брюшного тифа, цинга, чахотка и непосильная работа унесли жизни многих людей. Выжили самые крепкие, самые выносливые.
Чем же питались люди, чтобы выжить? А выживали они, в основном, благодаря дарам природы. С помощью пихтовой коры, например, спасались от цинги. Из конского щавеля варили суп. Ловили рыбу, собирали грибы и ягоды… Мало-помалу приходили в себя. И вот, наконец, на берегу реки возник поселок Сой-ю. Его название произошло от маленькой речушки, впадающей в этом месте в полноводную Печору.
А по реке всё новые и новые баржи везли людей по скорбному пути, теряя в дороге стариков и детей. Одна из барж причалила к каменистому берегу маленького острова Ичет-ди. Дальше, через несколько километров, стояла небольшая деревушка Кузьдибож, а тут царило безмолвие. Не было ни топоров, ни пил, ни лопат. Как и чем могли, рыли ямы для землянок, искали пропитание. Иногда им привозили продукты, но выдавали только тем, кто работал на строительстве нового поселка, который и назвали Ичет-ди (Маленький остров). В этот поселок ссылали в основном политических ссыльных.
Также на територии нынешнего Вуктыльского района репрессированными были построены поселки Пиня-из и Горт-ель. История возникновения этих поселков одинакова. Привезли, выгрузили из барж на берег голодных, холодных, больных и бросили на выживание. Трудоспособные были люди – мастера на все руки. Площадки для будущих поселков были отведены в дремучем лесу. Приходилось вырубать лес, корчевать. Из бревен строили бараки для жилья. Работали все добросовестно, с раннего утра до позднего вечера, чтобы успеть до холодов переселиться из землянок в бараки. Было тесно, но жили дружно, помогали друг другу.
Поселки росли быстро. Были построены двухэтажные здания, где располагались школы и интернаты, клубы, где показывали кино, спектакли, проводили собрания, танцы и другие мероприятия. Постепенно жизнь налаживалась. Дети спецпереселенцев оканчивали семилетку и получали разрешение выезжать для дальнейшей учебы.
13 августа 1954 года были сняты последние ограничения с репрессированных. Люди стали уезжать в родные края, поселки пустели. Многие, слишком многие не дожили до реабилитации, а те, кто дожил, так и не смогли забыть ту жизнь. Каждый год они собираются, чтобы вспомнить тяжелые времена, имена родных и близких, которые не выжили в этих суровых северных условиях. На сегодняшний день реабилитированных в селах и городе осталось 88 человек, из них в Вуктыле – 37 человек, в Дутово – 31 человек, в Лемтах – 16 человек, в Шердино – 3 человека и в Лемтыбоже – 1 человек.
Как символ памяти, скорби, признания невинности жертв политических репрессий в бывшем поселке Ичет-ди стоят крест и часовня. Память о национальных трагедиях так же священна, как память о победах. Если говорить о спецпоселках и спецпереселенцах, то эта страница истории полна драматизма. Это история искалеченных судеб, история человеческих бед, и об этом надо помнить. Чрезвычайно важно, чтобы молодое поколение обладало не только историческими знаниями, но и гражданскими чувствами, было способно эмоционально сопереживать одной из величайших трагедий в истории России.
Я думаю, пока есть мы, живые,
Пока потомки наши будут жить,
В День памяти всегда по всей России
Свечам гореть, поминовенью быть...
Помнить о том времени страшно и забывать нельзя! Сколько же надо было иметь трудолюбия, стойкости, чтобы не пасть духом, а крепко встать на ноги, чтобы своим честным трудом завоевать уважение окружающих, вырастить хороших детей, внуков, правнуков. А главное – сохранить сердце чистым от зла и ненависти.
Пока статья находилась в процессе подготовки к печати, Александр Романович Иванов принес справку, которую выдали его деду Александру Александровичу Иванову. Выслан дед был в 1931 году из деревни Монастыриха Нюксенского района Вологодской области в поселок Пиня-из Кожвинского района. Реабилитирован с семьей был 05.04.1994 года. Такие справки выдавались всем реабилитированным, что позволяло полностью восстановить их гражданские права и избавиться от клейма врага народа.
Подготовила З. КУПРИШ