Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Посмотреть на северное сияние, и остаться…
«Я только посмотрю на северное сияние и сразу вернусь», – так сказала тридцать лет назад своей маме Татьяна Петровна Лученок, тогда молоденькая девушка. Приехала она в Вуктыл из Брянска весной 1983 года, и не думала, не гадала, что останется здесь на долгие годы. К слову, северное сияние она действительно увидела, но уже зимой. Тогда, когда возвращаться домой, пусть даже и к маме, уже и расхотелось.
Вуктыл дружелюбно встретил её, предоставил всё, что было нужно для нормальной жизни – работу, жильё. Трудностей она не боялась – выросла в рабочей семье строителей, и до приезда на Север уже успела поработать в Управлении внутренних дел Брянского облисполкома. И здесь, как только приехала, решила зайти в милицию, чтобы узнать насчёт работы. Начальником ОВД тогда был Аркадий Мефодьевич Середёнок. Вакансия была, но, по правилам тогдашнего времени, документы будущих работников милиции проверяли в вышестоящих инстанциях месяц. Татьяна заявление написала, и стала ждать решения. Но тут на глаза девушке попался очередной номер районной газеты «Сияние Севера», и на последней её странице красовалось объявление о вакансии: требуется телеграфист в аэропорт.
А чего ждать? Ведь на что-то надо жить, – подумала Татьяна, и отправилась в аэропорт, которым руководил тогда Григорий Иванович Кадигроб. Там её с удовольствием тут же приняли на работу. Коллектив оказался дружный, молодой, энергичный. Общительная девушка быстро влилась в его ряды, обзавелась подругами. И когда через месяц за ней приехали из милиции с известием, что её документы прошли проверку, и, дескать, пожалуйте на работу в нашу милицию, она отказалась: от добра добра не ищут, а ей и здесь хорошо.
В те годы жизнь в аэропорту кипела, работали разные отделы, постоянно приземлялись и отправлялись самолёты разных марок: АН-2, ИЛ-14, потом АН-24, ЯК-40, вертолёты. Жизнь здесь затихала только поздно ночью, чтобы рано утром вновь забурлить.
Как сейчас вспоминает Татьяна Петровна, выполнялось несколько рейсов в Ухту, самолёты оттуда беспрерывно садились, чтобы вскоре отправиться обратно. И пассажирские, и грузовые. Два рейса выполнялись в Сыктывкар – утром и вечером. И все они были наполнены! Летом, в период отпусков, очередь в авиакассы занимали ночью. Билеты стоили недорого, по карману любому. И, по сути, самолёт в то время был единственным видом транспорта, связывающим Вуктыл с «большой землёй».
Летали на них геологи, буровики, газовики, строители, геофизики, члены их семей, разные командированные. Летом объёмы пассажирских и грузовых перевозок увеличивались – прибывали на комсомольско-молодёжную стройку студенческие отряды, убывали на отдых отпускники, а осенью в Вуктыл стремились всё новые молодые специалисты, выпускники вузов и техникумов со всей страны, и возвращающиеся «с югов» загорелые отпускники...
В те годы в аэропорту Ухты рейсы на Вуктыл объявлялись по мере наполняемости самолётов, иногда каждый час. Помнится, в разных углах большого здания Ухтинского аэропорта, а летом – и на улице, в скверике сидели на туго набитых рюкзаках, лежали, подложив под голову те же рюкзаки, десятки бородатых и не очень мужчин, пели под гитару или молча ждали, дремали. И только диктор объявлял рейс на Вуктыл, как тут же бодро поднимались, закидывали за спину рюкзаки и гитары. И шли на посадку. А через некоторое время опять здесь громоздились горы рюкзаков и тюков, опять скапливались люди в ожидании заветного рейса…
Летали самолёты и по району – в Дутово, Лемтыбож, Кырту, Подчерье, словом, во всех населённых пунктах были взлётно-посадочные полосы, и связь была постоянной со всеми посёлками и сёлами района. Летали и в Троицко-Печорск, в Печору через Усть-Соплеск.
Кроме постоянных рейсовых самолётов, в Вуктыльском аэропорту принимали и отправляли рейсы, как бы их сейчас назвали – чартерные, в Украину, Краснодар. На них перевозились вахтовики. Менялись они раз в месяц. Например, в управлении буровых работ работали тогда вахты из Западной Украины, чуть ли не целым селением приезжали в Вуктыл: мужчины – буровики, механики, машинисты, женщины – кочегары, повара, уборщики. Такие рейсы, как вспоминает с улыбкой Татьяна Петровна, встречали с особым чувством – весной они первыми привозили на Север молодую черешню, зелень, даже цветы. Заказы делались через пилотов, через знакомых вахтовиков. Казалось, они привозили с собой само южное лето – такой, перебивая запах керосина, стоял в самолёте аромат!
Будучи телеграфистом, Татьяна Петровна отправляла и получала телеграммы о взлётах и посадках, с прогнозами погоды. Со временем перешла в отдел перевозок. Тогда все работники – диспетчеры, радисты, операторы, стюардессы – ходили в красивой форме: это подтягивало и обязывало, вызывало чувство гордости за профессию.
В 1990 году Татьяна Петровна окончила заочно Ленинградское авиационно-техническое училище гражданской авиации, и получила профессию организатора авиаперевозок. Работа и так ей нравилась, а тут и официальное подтверждение, и дополнительные знания получила. От Вуктыльского аэропорта она принимала участие в конкурсах профессионального мастерства дежурных по перевозкам в Сыктывкаре и Ухте, даже второе место получила!
Тем временем повзрослели дети, Татьяна Петровна с супругом Александром Петровичем вырастили двоих сыновей. Старший уже совсем взрослый, живёт своей семьёй в Брянске, младшему 21 год, живёт в Ухте. Свою жизнь с гражданской авиацией, как мама, связывать они не стали. Мама спокойно относится к их выбору. Главное, говорит она, чтобы они любили свою профессию.
…В девяностых годах объёмы перевозок стали резко сокращаться. Вуктыльский аэропорт перешёл в ведение ГУП «Комиавиатранс». Сокращаться стал и коллектив. Исчез вертолёт-ветеран, поставленный на постамент в виде памятника у здания аэропорта в память о первопроходцах Вуктыла. Прошли годы. Уже 12 лет Татьяна Петровна Лученок работает агентом службы организации перевозок Ухтинского филиала общества с ограниченной ответственностью Авиапредприятие «Газпром авиа». Сейчас в коллективе – девять работников. Аэропорт обслуживает вертолёты, доставляющие вахты и грузы в Западный Соплеск для Вуктыльского газопромыслового управления ООО «Газпром переработка». В период распутицы здесь принимают и отправляют пассажирский вертолёт, совершающий рейсы из Ухты в Вуктыл, в отдалённые населённые пункты района и обратно в Ухту. Принимает взлётка и вертолёты, обслуживающие Вуктыльское ЛПУМГ. Словом, сейчас Вуктыльский аэропорт – рабочая лошадка Газпрома. Кстати, 18 апреля немногочисленный коллектив отметил 35-летие со дня открытия нового аэропорта в Вуктыле. И хоть многие его бывшие работники разъехались по городам и весям, но не забывают свой родной аэропорт, ставший их судьбой. А кто остался здесь, не теряет связи с бывшими коллегами.
С интересом ждёт коллектив дальнейшего развития событий: весной этого года стало известно о планах правительства Республики Коми и районной администрации по налаживанию регулярных пассажирских авиарейсов. «Что будет – то будет, поживём – увидим», – философски замечает ветеран гражданской авиации Татьяна Петровна Лученок.
Конечно, хотелось бы и ей, и всему коллективу аэропорта, которым руководит Николай Михайлович Данилов, чтобы гражданская авиация в Вуктыле возродилась. Ведь иногда сердце щемит при виде полупустого здания аэропорта, и тихо зарастающей дороги к нему.
Но пока авиация в Вуктыле ещё не возродилась в полной мере, и в ожидании данного эпохального события, Татьяна Петровна по-прежнему ездит на любимую работу по этой дороге, но уже на своём автомобиле. Рулить самостоятельно она стала по необходимости. В последние годы, когда окончательно отменили автобусный маршрут до аэропорта, его безлошадные сотрудники добирались до места работы кто как мог: то на такси, то на машине коллеги, то на автобусе с вахтовиками, а то и пешком через зимний лес по тропе… Однажды Татьяне Петровне надоела такая заморочка, и она решилась: выучилась в ЦОКе – успела, прямо перед его закрытием, в последней группе отучилась, сдала экзамены, получила права. И теперь не её, а она сама подвозит коллег до места работы и обратно, ни от кого не завися.
Так и с аэропортом. Хотелось бы, конечно, не зависеть от состояния переправы и наличия катера, а по воздуху беспрепятственно переправляться на «большую землю», как когда-то, 30 лет назад, когда молоденькая Танечка, взглянув на северное сияние и полюбив его, осталась здесь на долгие годы…
Г.БОЧАРНИКОВА.
Фото из личного архива Т.П. Лученок.