Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
И в холодной землянке тепло от маминых ласковых рук
Я, Нина Михайловна Моисеенко (Котикова), родилась1 февраля 1936 года в деревне Кустовка Самолюбовского сельсовета Смоленской области. В семье нас было семеро детей. Папа работал председателем колхоза "Рассвет". Мама обихаживала нас и работала в колхозе.
Колхоз считался хорошим, но вот наступил 1937 год... Папу забрали, посчитав его врагом народа. А донос на него написал его друг. Мы остались с мамой, старшему брату на тот момент было 12 лет, младшему - полгодика.
Когда мы выросли, брат сумел поднять архивные документы и выяснил, что папу судили за то, что лошади паслись на заказном лугу, что будто бы созрела рожь, а отец её не убрал, и что в деревне была швейная фабрика, с которой не платили налоги. Эту фабрику я потом даже знала: дедушка Сивов шил шапки, ходил по деревням и продавал их. Вот за это папу 24 ноября забрали, а 3 декабря расстреляли. В то время мне было всего 1,5 года. Это я сейчас понимаю, как тяжело было маме нас всех сберечь. В колхозе платили трудодни. Привезти дрова и пахать огород было не на что и не на чем. Благо хоть огород не отобрали и корова осталась. Питались тем, что выращивали сами.
А тут началась война. Маму позвали работать на ферму, работала она там с 5 утра до 9 вечера. Доили вручную. За нами, младшими, ухаживали старшие как могли. Маму мы почти не видели. Когда она уходила - мы ещё спали, а приходила - мы уже спали. Обуви никакой не было. Как сойдёт снег, так мы на улице до нового снега босиком и бегали. Немцы пришли в деревню вскоре после начала войны. У нас были комната и кухня. Нас они выгнали в кухню, а сами заняли комнату. Так мы и жили 3 голодных и холодных года, в оккупации. Брата, 1926 года рождения, угнали в Германию, вот тогда уж нам стало совсем плохо. Немцы отобрали всех коров в деревне. "Солдатам надо мясо", - говорили они, невзирая на то, что мама плакала и просила оставить кормилицу, показывая на нас, голодных. Как тогда хотелось есть! К тому времени я уже стала что-то понимать.
В 1943 году нас освободили. Отступая, немцы сожгли всю деревню, остались только трубы. Это было в сентябре, начинало холодать. Братья сделали шалаш из соломы, и там мы спали. Одежды почти никакой не было. Мама накрывала деток самотканым одеялом, а сверху соломой. Потом вырыли яму большую, туда опустили сараюшку, оставшуюся у одной бабушки, - получилась землянка. Сложили какую-то печь и вот в этой землянке зимовали. Сейчас в это трудно поверить, но зимовало нас в ней 16 человек: наша семья, соседи и родственники. В том же 1943 году старшего брата призвали в армию (он 1925 года рождения). Вскоре на него пришла похоронка.
Надо было строиться, меньший брат и мама начали таскать на себе брёвна. Лошадей не было. Я уже не помню, сколько лет прошло, но из землянки мы перешли жить в свою хату, а хата эта была по размеру, как теперь частные бани.
Война кончилась, а жить лучше не стало. Тётя дала нам тёлочку. Сколько было радости, у нас опять появилось молоко, но мы не могли утолить свой голод, всё, что можно было разжевать, ели… Ели крапиву, лебеду, щавель, липу, плеву, гниль картофельную. В 1947 году приехал брат, который был в Германии. У нас с ним на двоих были одни валенки. Я иду в школу, он сидит дома. Время шло, младшие сёстры пошли учиться. Меньшего брата забрали в армию, я осталась с мамой работать в колхозе, пахать, косить, мешки таскать.
Потом вышла замуж и уехала с супругом в Коми. Приехали мы в Дутовский леспромхоз в 1958 году. 28 лет отработала сучкорубом. За время работы получила много наград, медаль к 100-летию В. И. Ленина и орден «Знак Почёта», за каждую пятилетку получала значки «Ударник пятилетки». Я ударник коммунистического труда. В моей жизни не было ни одного праздника или юбилея без почётных грамот, благодарностей и ценных подарков.
Вместе с мужем воспитали очень хорошую дочь. Она мне во всём помогает и заботится. Муж умер в 2003 году.
Спасибо всем, кто не оставлял нас с мужем без внимания в то время и сейчас. Хочу пожелать удачи всем руководителям и жителям Республики Коми в наше непростое время.
Нина Моисеенко
Фото из личного архива