Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Дети войны заслуживают особого статуса и материальной поддержки
Предложение принять на федеральном уровне закон о детях войны было ключевым пунктом предвыборной программы лидера Коми республиканского общественного правозащитного движения пенсионеров «За социальную справедливость» Тамары Кузьминых. Во многом именно благодаря этой инициативе она вошла в региональную тройку победителей праймериз Общероссийского народного фронта и стала депутатом от нашей республики. Ее инициативу тогда поддержал и Владимир Путин. Мы поинтересовались судьбой этого законопроекта. Наверняка то, что рассказала нам Тамара Гавриловна, будет интересно многим.
- Тамара Гавриловна, так появился ли в конце концов итоговый законопроект о детях войны, и если да, то когда он будет рассматриваться?
- Этот вопрос никогда не сходил с повестки дня. На сегодня в Госдуме подготовлено уже 11 законопроектов о детях войны. Подходы самые разные. Возможно, поэтому рассмотрение так долго оттягивали. Но поскольку вопросы пред-седательствующему стали звучать всё настойчивее, все 11 законопроектов о детях войны включили в повестку пленарного заседания 22 марта.
Думаю, если бы рассмотрение состоялось, получился бы форменный базар. Представьте себе: кто-то из 450 депутатов в курсе, кто-то не в курсе, законопроекты противоречат друг другу. Поэтому я официально обратилась к председателю Госдумы Нарышкину и секретарю генсовета партии «Единая Россия» Неверову с предложением: не надо рассматривать все эти законопроекты в отдельности, а следует собрать круглый стол типа совета старейшин. Пригласить на него депутатов Госдумы, членов Совета Федерации, членов правительства, представителей общественности старше 70 лет и обсудить все эти проекты, найти общее решение по существующим проблемам. И выйти на пленарное заседание с одним законопроектом, поддержанным большинством. Видимо, моё предложение сочли разумным, поскольку вопрос был отложен. Если в итоге он будет рассмотрен именно так, можно считать, что правительство заинтересовано в решении этой проблемы. Если же каждый законопроект все-таки решат рассматривать по отдельности, возникает опасение, что не будет принят вообще ни один из них.
- Вы сказали, законопроекты противоречат друг другу. Это принципиальные разночтения?
- Да, и их несколько. Первое, с чем нужно четко определиться, - это возраст людей, которых следует отнести к детям войны. В основном, подход таков: дети войны - это те, кто родился и рос во время войны, и на конец войны им не исполнилось 18 лет. Таким образом, сегодня самому старшему 86 лет, а самому младшему - за 70. Из-за своего экстремального детства многие не смогли учиться, заработать хорошие пенсии и льготы, и в результате сегодня большинство - это одинокие больные старики с минимальными пенсиями, которые никому не нужны.
Однако в отзыве правительства по этому поводу говорится, что нельзя премировать за возраст, нужно предоставлять поддержку за дела и заслуги. Если ты хорошо работал, награжден почетной грамотой, орденами - за это можно поощрить, а давать компенсацию за возраст - это, мол, не вписывается в русло нашего законодательства. Но ведь в данном случае речь идёт не о возрасте, а о том, что эти люди, будучи детьми, жили в экстремальных условиях на территории страны, которая находилась в состоянии войны, большая часть которой была оккупирована! Надо смотреть именно с этой точки зрения. В большинстве законопроектов как раз и предлагается расширить эту категорию (скажем, включать туда тех, кому исполнилось 18 лет не 9 мая, а 30 апреля) и предоставить им тоже моральную и материальную поддержку.
- И в чём будет заключаться такая поддержка?
- Мнения на сей счёт разные. Одни считают, что государство должно признать эту категорию и присвоить им всем определенный статус на федеральном уровне. По мнению других, достаточно и регионального статуса. Но я считаю, что это не правильно. Воевали за всю страну, так почему человек должен получать статус, скажем, Республики Коми или какого-то отделившегося от СССР государства?
Сейчас уже более 20 регионов ввели такую поддержку. Где-то она составляет 500 рублей, где-то 5 тысяч. У пенсионеров такое неравенство вызывает возмущение и недовольство. Почему в одном регионе дают 5 тысяч, в другом - 500, а в третьем - ничего?
Поэтому, чтобы не обижать стариков, было бы справедливо учредить статус «дети войны» на федеральном уровне и выдать единые удостоверения. И такая моральная поддержка для многих была бы достаточной. Лично мне было бы достаточно удостоверения. Не надо мне, пока я получаю хорошую зарплату, выплат за статус «дети войны». Я бы ее получала и отдавала в детский дом или тем, кому плохо. С таким предложением можно обратиться ко всем, у кого хорошие пенсии.
- У Вас есть данные, в какую ежегодную сумму такой закон может обойтись нашей стране?
- Сейчас мы не можем говорить ни о какой сумме, потому что нельзя ее обсчитать, пока не определен возраст категории «дети войны». Но, например, если ежемесячно выплачивать по 500 рублей всем, кому до Дня Победы не исполнилось 18 лет, выходит что-то порядка 60 миллиардов рублей в месяц. Сумма, конечно, очень большая. Нам говорят, что таких денег нет. Но я не согласна с правительством - такие деньги при желании найти можно.
- Тамара Гавриловна, в апреле вопрос о судьбе 11 законопроектов рассматривался на заседании Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов. Что решили?
- Принято решение: рассмотрение законопроектов отложить на два месяца. В адрес правительства направлен депутатский запрос о предоставлении расчетов, необходимых для финансового обеспечения этих законопроектов. Необходимо знать численность пенсионеров, которым на день окончания войны не исполнилось 18 лет, число таких пенсионеров, получающих минимальную пенсию без соцподдержки. Только после получения таких данных и обсуждения на расширенном заседании профильного комитета будет решена судьба законопроекта «Дети войны».
На мой взгляд, скорее всего, будет принято решение оказать материальную поддержку на региональном уровне тем, кто получает минимальную пенсию (прожиточный минимум) и не имеет никаких льгот. Таковых на сегодня практически нет, ибо каждый из малоимущих получает какую-либо льготу - субсидию на жилье, бесплатные лекарства и т.д. То есть будет принят самый малозатратный вариант. Очень сомневаюсь, что это решение будет встречено с восторгом детьми войны. Поживем - увидим.
Беседовала Г. БОБРАКОВА.
(Газета «Республика», №78-79, 8 мая 2013 г., публикуется в сокращении).