Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников

Не бойся сказок, бойся лжи.
Сказка? Сказка не обманет.
Ребёнку сказку расскажи –
На свете правды больше
станет.
Валентин Берестов
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказка является одним из самых доступных средств для духовно-нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители. По своей сущности она вполне отвечает природе маленького ребенка, близка его мышлению, представлению. Сказки помогают детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро от зла, дают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества.
У каждой группы сказок есть своя возрастная аудитория. В младшем возрасте ребёнку нравятся простые русские народные сказки с незамысловатыми сюжетами.
Детям 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто представляют себя в виде животных, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.
Начиная с 6 лет, ребенок «примеряет на себя» роли человеческих персонажей: идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков – добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки о людях, потому что в них содержится рассказ о том, как человек познает мир.
В детском саду «Дюймовочка» используются следующие формы работы со сказкой: чтение, слушание, беседа, инсценировка, сочинение новых сказок, иллюстрирование, сказка-переделка, изготовление атрибутов к инсценировкам, проблемные ситуации и вопросы, игровые задания, дидактические игры.
Особенно детям нравится сочинять сказки по заданному началу или концу или когда в известную сказку добавляется дополнительный герой, мы этот приём называем «сказочный винегрет». Например, берем всем известную сказку «Колобок» и добавляем в неё нового героя – внучку. Задача детей: рассказать историю с участием нового персонажа. Можно добавить неодушевлённый предмет, например, ковер-самолет...
Одна из форм работы со сказкой – дидактические игры. Они не только способствуют развитию речи детей, обогащению их словарного запаса, но и учат слушать товарища, работать в команде, умению уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь. В своей работе я использую игры: «Будьте внимательны и найдите ошибки», «Кто лишний?», «Из какой сказки фраза?», «Какие сказки перепутались?», «Что сначала, что потом?» или «Собери сказку по порядку и наоборот», «Какая сказка спряталась?», «Назови сказку по предмету», «Угадай, кто идет» (развиваем слух: дети слушают музыкальные отрывки «Кто как идет», запоминают, затем слушают еще раз и называют героев), «Угадайте по губам, какого героя сказки я назову», и другие.
Детям, которые испытывают трудности в адаптации к условиям детского сада, на помощь тоже может прийти сказка. Она позволит ребёнку пережить, «проиграть» эту ситуацию и найти выход из нее, быть более уверенным в себе. С этой целью мы вместе с детьми выпускной группы придумали и оформили «Сказки про детский сад», которые помогут малышам легче справиться с адаптацией, сформировать у них положительную установку на детский сад.
Я вижу свою задачу как педагога и в том, чтобы помочь ребенку найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, в эпоху слома культур. Сказка поднимает вопросы не только о добре и зле, но и о предназначении человека и его жизненном пути. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.
Т.Подберезная, воспитатель
д/с «Дюймовочка» г.Вуктыла
Комментарии (0)























