Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
       
Фотогалерея
Главная Культура и искусство Край, в котором мы живём!

Край, в котором мы живём!

27 февраля 2023

 

На земле нет такого человека, который бы не испытывал любви к малой родине, так как у каждого должен быть свой причал, где можно на время остановиться и отдохнуть от забот и проблем. Мы с вами живем на территории Республики Коми, и для большинства из нас она является тем самым местом, где мы чувствуем себя спокойно и непринужденно.

Обычно, рассказывая о Республике Коми, говорят о ее суровой, но прекрасной природе, полной редчайших богатств. Это неудивительно, ведь наша республика – удивительный по своей красоте край. Это огромные площади нетронутых лесов, болот, рек и маленьких речушек, где живут сотни видов животных и растут сотни видов растений. Общая площадь лесного фонда составляет 38,9 млн. га, это 3,5% площади всех лесов России. В разведанных на территории региона месторождениях сосредоточено общероссийских запасов: нефти – около 3%, угля – 4,5%, барита – 13%, бокситов – 30%, титана – около 50%, кварцево-жильного сырья – около 80%... Однако сегодня мы расскажем о главном богатстве нашей республики – о ее коренных жителях, о народе коми, его истории, культуре и быте, религии и традициях.

История народа

Если исходить из общепринятой версии, название народа происходит от названия реки Кама. Буквально слово «коми» означает «житель». Представители народа также привыкли себя называть зырянами, что означает «житель на границе».

Народ коми начал историю своего существования в IV веке н. э. Именно тогда коми появились на территории современной республики. Позже им пришлось отступить из-за прихода русских княжеств. Новгородская республика перекрыла доступ к морю, население испытывало длительное давление с XI по XII век, однако к XIV веку часть племен сумела объединиться и создать Великую Пермь, которая ослабила власть окружающих республик.

Однако даже после создания Великой Перми соперничество с Московским княжеством продолжалось на протяжении долгих лет. Территории коми подвергались набегам со стороны волжских булгар. Невозможность свободно торговать заставляла представителей народа коми ехать за Уральские горы, чтобы продавать свою продукцию. Это отрицательно сказывалось на экономическом состоянии региона и на общих настроениях. Пермь со временем обнищала и потеряла свое величие. В то же время Московское княжество набирало вес и власть. Оно постепенно подавило Новгородскую республику, и следующей на очереди была Великая Пермь.

Тем не менее, отношения между князьями и коми стали налаживаться. В 1380 году пермяки встали на сторону Дмитрия Донского во время Куликовской битвы. Уже через три года был выбран первый на территории народа коми епископ Стефан, который стал известным как Пермский.

В XV веке Московское княжество окончательно завладело землями коми. Жизнь народа осложнялась отсутствием торговых путей, что препятствовало экономическому развитию региона. Всё в корне изменилось с обнаружением нефти. Ее начали добывать впервые для Ивана Грозного, а активная добыча началась в XVI веке с реки Ухты.

Нефтепромысел коренным образом изменил судьбу региона. Началось деление на губернии и уезды с волостями. Накануне революции территории, которые сейчас занимает Республика Коми, входили в состав Архангельской, Вологодской и Вятской губерний. В 1921 году была образована автономная область, в которую вошла 21 волость, а затем произошло образование районов. В 1936 году автономная область преобразована в Коми ССР в составе РСФСР.

Советский Союз привел республику к промышленному развитию. На ее территории добывали каменный уголь, нефть, газ, развивалась заготовка леса, строились шахты и пути для транспортировки нефти, газа, древесины… В 1991 году у региона появился статус автономной республики.

Язык

Государственный язык республики – коми, который относится к финно-угорской группе. Лексика сформировалась под влиянием различных соседних языков: славяно-русских, ханты-мансийских, иранских, индоиранских, булгарских и карело-вепсских.

В зависимости от территории проживания народа, коми язык можно разделить на 10 диалектов: печорский, присыктывкарский, вымский, ижемский, нижневычегодский, среднесысольский, верхнесысольский, верхневычегодский, удорский, лузско-летский. Различаются они по произношению слов и написанию.

Литературный язык коми стал формироваться только в XX веке. В 1920 году был выпущен первый букварь, а в 1926 году было открыто 257 школ, преподавание в большинстве из которых велось на языке коми. В 1938 году преподавание на родном языке велось в 70% школ, в 20% – на русском, а в 10% – на обоих языках. В 1992 году было принято постановление об утверждении двух государственных языков: русского и коми.

Развитие языка позволило создать письменность. Коми пользовались уникальными руническими знаками – пасами. С приходом Стефана Пермского письменность начинает претерпевать изменения, что отчетливо видно на «Зырянской Троице» – иконе, сохранившейся до наших дней еще с 14 века. Именно епископ Стефан Пермский в XV веке предпринял первую попытку создания азбуки, используя славянские и греческие буквы. Созданная им письменность использовалась на протяжении 200 лет. В XVII веке был полностью изменен алфавит, для его создания использовались русские символы.

Культура и быт

Культура коми богата фольклором, включающим мифы, сказки, легенды. Народ активно развивал творчество, что наглядно отражает прикладное искусство. Большое внимание уделялось обрядовой поэзии, центральной тематикой которой является семья. Часто люди посвящали песни трудовым будням, особенно подчеркивая непростую жизнь земледельца и человека, отдающего себя промыслу. Пословицы и поговорки посвящены нормам морали, в них четко прослеживаются нравоучения родителям и каждому человеку.

Практически в каждом произведении, будь то музыкальное или литературное, проскальзывают позитивные ноты. Коми всегда верили в светлое будущее, напоминая потомкам о том, что нужно всегда трудиться, что бы ни происходило. Самым ценным в жизни каждого человека коми считали период молодости, которую называли солнцеликой жизнью.

До сих пор народ соблюдает приверженность традициям в вязании. Развитие в свое время узорного вязания привело к созданию уникального орнамента, характерного только для коми. Народ сумел освоить создание меховой мозаики, резьбу по дереву и кости. Орнаменты можно видеть на предметах быта, одежде, оружии. Преимущественно орнамент имеет геометрические формы, иногда демонстрируются сюжеты, участниками которых являются животные и люди. Также коми – профессиональные обработчики кожи и меха. Вечная мерзлота и сильные морозы поспособствовали тому, что каждый умел валять валенки и выделывать кожу.

Огромные леса российского Севера сформировали главный вид деятельности народа – обработку дерева. Из дерева строились дома и помещения разной сложности, изготавливались посуда и предметы для декора.

Женщины коми были мастерицами в гончарном ремесле. Для изготовления различных предметов они использовали ленточно-жгутовый метод вместо общепринятого гончарного круга. Также женщины умело делали различные узоры на ткани, искусно изготавливали рубашки, скатерти, полотенца для свадебных церемоний.

В повседневной жизни народа наиболее важными занятиями были оленеводство, земледелие, скотоводство, охота, рыболовство и собирательство.

Оленей коми часто заимствовали у ненцев, одновременно перенимая ценные знания и привнося собственные навыки в оленеводческое дело. В начале 20 века они стали крупнейшими оленеводами на всем европейском севере.

В земледелии коми сохранили традиции предков, которые берут свое начало еще с X века. Предки коми использовали особые орудия труда, среди которых была кичига – деревянное молотообразное оружие, имеющее выгнутый конец. В посевах участвовали мужчины. Пахота считалась чисто мужской работой, поскольку требовала много сил.

Скотоводство развивалось регулярно. Повседневным занятием стал выпас овец, коров, разведение лошадей. В отличие от развитого оленеводства, выпас у коми был не настолько хорошо налажен. Проблема заключалась не только в отсутствии знаний, но и угодий. Наравне с оленеводством важным занятием считалось рыболовство. Запасы рыбы всегда были велики: ее сушили, вялили, засаливали.

Для добычи меха и кожи коми занимались охотой. Добычей охотников становились дикие звери и птицы. Очень ценной считалась пушнина. Также имелся спрос на боровую дичь, диких копытных. Собирательство тоже приобрело большую популярность. Коми заготавливали грибы, кедровые орехи. Ягоды позволяли готовить пироги, а с помощью пихтовой коры создавался суррогат, который служил основой для муки. Собирательство помогало в сложные времена года, когда продуктов становилось мало.

Религия, традиции и обряды

Обращение народа в христианство произошло во время епископа Стефана. Он проводил богослужения на языке коми, что привело большое количество людей в православие. Также в республике есть староверы, которые живут на территории Нижней и Средней Печоры.

До появления христианства народ исповедовал язычество и поклонение природным стихиям. Традиции народа были связаны с культами, почитающими огонь, лес, промысел. Например, перед тем как выгнать пасти скот, его прогоняли между двумя кострами, а чтобы рыбалка была успешной, сеть держали над огнем. Особо трепетно коми относились к огню и печи в доме, которая давала возможность готовить еду и греться.

Среди народа также был популярен тотемизм. В тотемах можно встретить различные изображения зверей и птиц. Самым могущественным был тотем медведя. Также коми верили в реинкарнацию, в перевоплощение человека в животное и наоборот.

В духовном мире, считали коми, находятся добро и зло. Оленеводы и охотники верили, что в лесу живет леший, а у водных берегов – васа, водяной монстр. Неизменным почетом пользовался культ предков, оберегающих дом. Домашние духи назывались алыся. В каждой деревне были свои знахари и колдуньи, которые могли общаться с духовным миром.

В связи со многими поверьями в народе были популярны амулеты из когтей диких зверей, птичьих лапок или зубов рыбы. Самые распространенные – когти медведя, лапки утки и зубы щуки. Некоторые вешали амулеты на входе в дом, чтобы защитить его от злых духов.

Если говорить о традициях и обрядах, то есть среди них и необычные:

- в первую брачную ночь для молодоженов застилали кровать овечьей шерстью, а перед венчанием на колени девушки должны были посадить малыша. Считалось, что это принесет большое потомство будущей семье;

- после родов женщина в течение недели должна жить отдельно от дома, так как она считалась «нечистой»;

- остричь волосы ребенку можно было только после первого года жизни. Также только после этого возраста ему можно было смотреть на себя в зеркало.

Подготовила Ольга ГАММ

Комментарии (0)

Реклама
https://siyanie-severa.ru/files/62/64/Respublika_Komi_banner_3h6_VDP_page_0001.jpg
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму