Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Удовлетворены требования прокурора о проведении лесоустройства
Сыктывкарская природоохранная межрайонная прокуратура обратилась в Вуктыльский городской суд РК в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, Федеральному агентству лесного хозяйства (Рослесхоз) с административным исковым заявлением о признании бездействия незаконным и о возложении обязанности провести лесоустройство на территории ГУ РК «Вуктыльское лесничество».
В обоснование требований указано, что в ходе проверки, проведенной Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой, установлено, что в нарушение положений лесного законодательства на территории ГУ РК «Вуктыльское лесничество», площадь которого составляет 1 308 374 га, последнее лесоустройство проводилось более 11 лет назад, а именно в 2012-2013 годах.
Лесоустройство представляет собой систему взаимосвязанных мероприятий, которые проводятся в целях получения актуальных и достоверных сведений о лесах и лесных ресурсах, об их местоположении, состоянии, количественных и качественных характеристиках, используемых в качестве информационной основы для осуществления мероприятий по сохранению лесов, лесного планирования, для ведения государственного лесного реестра, оценки лесов, для обеспечения устойчивого управления лесами, многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования лесов, для улучшения их качества и повышения их продуктивности.
Лесоустройство включает в себя: 1) проектирование лесничеств; 2) проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; 3) закрепление на местности местоположения границ лесничеств, участковых лесничеств и земель, на которых расположены эксплуатационные леса, защитные леса, резервные леса, а также особо защитные участки лесов; 4) таксацию лесов; 5) проектирование мероприятий по сохранению лесов.
На землях лесного фонда ГУ РК «Вуктыльское лесничество» находится 8 особо охраняемых природных территорий республиканского значения. Леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях, подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивного, нефтяного) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов и подлежат воспроизводству в соответствии с лесным законодательством, режимом особой охраны особо охраняемой природной территории.
Положениями обо всех особо охраняемых природных территориях установлены ограничения использования лесов, которые должны быть учтены при проведении лесоустройства и таксации лесов в границах лесничества.
Периодичность работ по таксации лесов, расположенных на землях лесного фонда, устанавливается для зоны интенсивного освоения лесов – 10 лет.
Согласно информации Минприроды РК, направленной в прокуратуру, проведение лесоустройства на территории ГУ РК «Вуктыльское лесничество» не планируется, несмотря на то, что последнее лесоустройство проводилось более 11 лет назад.
Таким образом, срок проведения лесоустройства в части таксации лесов на территории лесничества не соответствует указанным требованиям законодательства.
Вместе с тем, при отсутствии таксации лесов или применении таксационных материалов, которым более 11 лет, использование лесных участков без их проектирования, таксации и других мероприятий не позволяет с точностью осуществить установление границ лесотаксационных выделов, определить преобладающие и сопутствующие древесные породы, диаметр, высоту и объемы древесины, лесорастительные условия, а также другие характеристики лесных ресурсов на территории лесничества, поскольку за указанный период таксационные данные меняются, а актуальной информацией лесничества зачастую не располагают.
Фактически при проектировании мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в тех лесничествах, где лесоустройство в части таксации лесов проведено более 11 лет назад, данные работы согласно указанным требованиям закона не могут быть спроектированы и проведены, что, в свою очередь, может привести к негативным последствиям в виде невыполнения в полном объеме всех необходимых действий и принятия полного комплекса мер по охране, защите и воспроизводству лесов.
Более того, одним из видов использования лесов является заготовка древесины.
Вместе с тем, предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины не допускается, если таксация лесов в отношении соответствующего лесного участка проведена более 10 лет назад.
Наличие таксации, проведенной более 11 лет назад на территории лесничества, исключает предоставление лесных участков в целях использования лесов для заготовки древесины, следовательно, препятствует освоению лесов в соответствии с действующим лесным законодательством.
Осуществляемая в отношении лесных участков деятельность должна быть направлена на сохранение уникальности и особой ценности земель лесного фонда и находящихся на них природных ресурсов, что и обеспечит права граждан на благоприятную окружающую среду и интересы Российской Федерации в сфере функционирования и охраны лесов.
Устаревшие материалы лесоустройства, содержащие недостоверную (неактуальную) информацию о состоянии лесов, снижают эффективность лесопользования, влекут непроведение либо несвоевременное проведение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, тем самым создавая угрозу благоприятной окружающей среде и нарушая право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Исследовав материалы дела и проанализировав положения действующего законодательства, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных административных исковых требований.
Решением суда признано незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды РК, выразившееся в непринятии мер к проведению лесоустройства, таксации лесов и проектированию мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории ГУ РК «Вуктыльское лесничество» в период до 31.12.2021 г., и Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) с 01.01.2022 г.
На Минприроды РК возложена обязанность подготовить ряд документов и направить их в Рослесхоз в срок не позднее одного года со дня вступления в силу решения суда. На Рослесхоз возложена обязанность в срок не позднее двух лет со дня вступления в силу решения суда принять меры по охране, защите и воспроизводству лесов на территории ГУ РК «Вуктыльское лесничество», а также сохранности особо охраняемых природных территорий – государственных природных заказников «Соплясский», «Васькакерский», «Ива-Нюр», «Побыльничанюр», «Подчерский», «Илычский», «Кайгородка-Нюр», «Лекнюр». На Рослесхоз также возложена обязанность в срок не позднее трех лет со дня вступления в силу решения суда провести лесоустройство, в том числе таксацию лесов, проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов на территории ГУ РК «Вуктыльское лесничество».
Решение не вступило в законную силу.
Вуктыльский городской суд РК