Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея
Главная Кроме того Не боимся неудач

Не боимся неудач

17 октября 2022

 

Неудачи подстерегают человека на протяжении всей жизни, поэтому навыки преодоления трудных ситуаций следует прививать, начиная с самого раннего детства. Ребенок в большей степени подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, порождающих неудачу, эмоционально неустойчив и психологически не готов к преодолению трудностей, а значит крайне важно научить его безболезненно переживать неудачи. 

В современном мире нужно уметь преодолевать трудности, двигаться вперед для достижения цели, поэтому работу с ребенком следует начинать с формирования мотивации и развития его личностных качеств.

Неудачи ребенка, как правило, связаны либо с его личными убеждениями, что свидетельствует о заниженной самооценке и мотивации, либо с влиянием внешних факторов: гиперопека родителей, непринятие в коллективе сверстников и так далее.

С поступлением ребенка в школу к уже существующим факторам возникновения неудачи добавляется новый – оценочный. Плохая отметка способна вызвать негативные эмоции, истерику, отвержение, протест. Учителю следует учитывать этот нюанс при оценке способностей ученика. Не следует забывать и о том, что смена деятельности с игровой на учебную – это своеобразный мини-стресс для ребенка. Грамотно выстроенная работа учителя – уже половина успеха.

Значительная роль в обучении школьника преодолению ситуации неудачи отводится родителям. Без плодотворного сотрудничества родителей, учителя и психолога все усилия будут напрасны.

Объясните ребенку, что не надо стремиться быть во всем лучшим. Пусть ребенок почувствует себя успешным в чем-то одном (математике, чтении, рисовании, физкультуре), тогда ему будет легче отнестись к неудачам в других предметах. Более того, появятся желание и душевные силы постараться и их подтянуть.

Естественно, что неудачи, невыгодное сравнивание себя с одноклассниками приводят детей в отчаяние. Появляется желание махнуть рукой: всё равно, мол, не получится ничего. Предложите ребенку вспомнить, как он когда-то, например, учился кататься на велосипеде (или читать). Сначала у него не очень получалось, иногда казалось, что вообще ничего не выйдет. «А сейчас как хорошо ты это делаешь!» – похвалите малыша. С любым новым делом всегда так – сначала не получается, но если продолжать попытки, постепенно всё наладится.

Объясните ребенку, какой полезный опыт он приобрел сейчас своей неудачей. Например, теперь и вам, и ему ясно, что просто прочесть стихотворение несколько раз недостаточно для того, чтобы его хорошо запомнить и хорошо рассказать перед классом. В следующий раз, чтобы выучить стих наизусть, вы примените другой метод, и результат будет лучше.

Обратите внимание ребенка на то, что у всех людей разные способности. У одних без особого труда получается аккуратно писать, другие задачки щелкают, как орешки, третьи легко запоминают и пересказывают тексты. То есть, что-то в жизни дается легко (и у вашего ребенка тоже есть такая область), а для того, чтобы добиться успеха в остальном, надо приложить немало усилий.

Поощряйте и отмечайте малейшие успехи ребенка в сложных для него сферах учебной деятельности. Сравнивайте ребенка только с ним же самим на ранних этапах обучения («Смотри, в сентябре тебе было сложно написать несколько аккуратных букв, а сейчас ты пишешь гораздо аккуратнее и быстрее»).

Наберитесь терпения и не отчаивайтесь, если неудачи вашего чада кажутся бесконечными. Вспомните себя, например, когда вы устроились на новую работу. Ведь даже вам, опытному, образованному, взрослому человеку потребовалось время, чтобы привыкнуть к коллективу и включиться в работу.

Золотые правила

Не делайте акцент на неудаче. Ребенок любого возраста должен знать и верить, что родители любят его вне зависимости от того, что кто-то лучше него выступал на утреннике и какую оценку он принес домой. Дерзать и замахиваться на большое легче, когда родители являются твоим надежным тылом.

Будьте внимательны: не всегда переживания ребенка связаны с неуспехами в школе. На самом деле причина плохого настроения может крыться в плохом самочувствии, обиде на одноклассников. А может, ребенок влюбился или подрался? Вопросы о причинах обиды надо задавать аккуратно: детсадовцы могут просто не понимать, что их так расстроило, а подростки воспримут ваши расспросы как вторжение на их территорию. Лучше посочувствовать и дать ребенку время успокоиться.

Помните: ребенку можно и нужно проявлять свои чувства (плакать, сердиться, выражать свои эмоции). Неправильно ругать его за это: «Плакса, мне стыдно за тебя!» Ваша задача – вселить в детей надежду. Приведите пример известных спортсменов, артистов, политиков, полководцев, которые смогли сделать выводы из своих поражений,  и это привело их к будущим победам. Родители должны подсказывать своим детям, как реагировать на неудачи. Достойно проигрывать – это сложный навык, но он не появится за год или за два.

Утешать ребенка нужно максимально деликатно. Некоторые слова утешения могут ранить сильнее причины. «Так вот вы на самом деле как обо мне думаете! Что я вообще неудачник!» – может решить подросток.

Иногда неудачи ребенка означают – то, чем он занимается, ему просто не по силам или не интересно. Например, занятия математикой очень нравятся папе-технарю, но дочка на них скучает. В этом случае взрослым имеет смысл проанализировать свое поведение, пересмотреть свои требования к наследникам. Может, стоит нанять дочери репетитора или записать ее в театральный кружок? Успехи на сцене повысят самооценку девочки лучше, чем пятерки по нелюбимой математике!

Подготовила Ольга ГАММ

Комментарии (0)

Реклама
https://siyanie-severa.ru/files/62/64/Respublika_Komi_banner_3h6_VDP_page_0001.jpg
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму