Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
2019 год в Республике Коми объявлен Годом наставничества
С такой инициативой к главе региона Сергею Гапликову обратилась волонтер из Сыктывкара Алена Шувар, и руководитель республики ее поддержал, отметив, что в рамках тематического года можно будет поднять уровень подготовки и переподготовки кадров, создать армию наставников. Тем самым по достоинству будут оценены профессионалы, которые щедро делятся с молодежью своим опытом. Сейчас дефицит квалифицированных кадров выходит на первое место среди проблем, которые мешают росту предприятий. Эта проблема актуальна во всем мире. Самым эффективным способом передачи знаний и навыков признано наставничество. Кто был вашим наставником?
Нина Карманова, экономист-бухгалтер, село Помоздино, Усть-Куломский район:
– Я много лет отработала в Помоздинском леспромхозе экономистом, затем начальником отдела. Моим наставником в то время была наш начальник отдела Роза Ивановна Игнатова, отличный профессионал, добрейшей души человек. К сожалению, она давно уже покинула этот мир, но осталась навсегда в доброй и светлой памяти. Следуя ее примеру, я тоже всегда стараюсь помогать молодым, передавать им свои практические знания и накопленный опыт. Без хорошего наставника непросто молодому специалисту становиться профессионалом своего дела.
Андрей Бурдаев, руководитель проектного комитета Сыктывкарского государственного педагогического колледжа:
– Мне очень повезло с наставниками. Удалось поработать под руководством или под кураторством, пожалуй, последних представителей «старой школы», руководителей-государственников и участвовать вместе с ними в реализации достаточно масштабных государственных проектов. Их отличало то, что, руководя бизнесом, они никогда не забывали об интересах государства и граждан. К руководителям такого типа я отношу Владимира Викторовича Бондаренко. Но одновременно удалось поработать с руководителями «новой формации», которые, не теряя связи со «старой школой», готовы были действовать масштабно и нестандартно уже в реалиях рыночной экономики. К руководителям такого типа я отношу Юрия Александровича Колмакова.
Валентина Путинцева, художественный руководитель Центра коми культуры Корткеросского района:
– Моим наставником была Людмила Михайловна Кулакова – заслуженный работник культуры Республики Коми. В 1984 году она управляла районным Домом культуры села Корткерос. В те времена мы очень активно обслуживали автоклубом все сельские дома культуры и сенокосные станы. В день давали по четыре-пять концертов. И она как наставник очень терпеливо нас обучала всем премудростям концертных программ. В июне нашей уважаемой Людмиле Михайловне исполняется 70 лет. Мы все, ее коллеги, теперь уже сами пенсионеры (работающие), с огромной теплотой вспоминаем ее интеллигентность, доброжелательность и воспитанность. Школа наставничества не прошла мимо нас. Сейчас мы обучаем нашей профессии молодых специалистов, прибывших работать в наше учреждение.
Дмитрий Пастухов, инспектор по производственным вопросам НУЗ «Узловая больница на станции Микунь» ОАО «РЖД», Усть-Вымский район:
– Увы и ах. Я всегда «сам себе режиссер». Был бы «гуру», к которому можно было обратиться за помощью, я думаю, многое было бы по-другому в моей жизни. Но история не имеет сослагательного наклонения.
Дмитрий Латынин, депутат совета Усинска:
– Действительно подняли актуальную тему. Как получить первый производственный опыт, когда, окончив образовательное учреждение, в первые дни просто теряешься? Наставничество – очень действенный институт передачи опыта, причем не только на начальном этапе. Я служил в органах внутренних дел, и первыми моими наставниками в начале 90-х были Вячеслав Иванович Незнамов и Михаил Александрович Лазарев, очень опытные сыщики. По мере моего карьерного роста, усложнения оперативно-служебных задач, менялись и наставники. В памяти остались яркие воспоминания об очень талантливых людях – Илларионе Андреевиче Буракове, Борисе Абрамовиче Шенкмане, Вере Дмитриевне Микушевой. Велись дневники наставников, разрабатывались планы «вхождения в должность» с обязательными занятиями обучаемых с наставниками. Наставничество – это очень мощный и действенный институт. Главное, чтобы это дело не перешло в профанацию. А для этого необходимы стимулы.
Светлана Мозер, замдиректора по научно-методической работе Дома творчества детей и учащейся молодежи, Сыктывкар:
– Наставничество всегда было самой эффективной формой обучения молодых специалистов. Только практический опыт и основополагающие тезисы были доступными и постоянно присутствовали рядом. Нет ничего лучше. Надо сохранить эту школу во что бы то ни стало, иначе мы потеряем преемственность профессий и нашу непохожесть на опыт других стран.
Сергей Грудин, электромонтер, Троицко-Печорск:
– Моим наставником был Сергей Александрович Климов – профессионал с большой буквы, спокойный, внимательный, имеющий громадный опыт работы. Мне повезло стать его учеником. Опыт нарабатывается десятилетиями, путем проб и ошибок, но сейчас, к глубокому сожалению, на производстве во всех отраслях промышленности все меньше опытных специалистов. На мой взгляд, поколение молодых начальников, пришедших на руководящие должности из стен современных альма-матер, не понимает экономических потерь этих перемен. Сокращение профессионалов и отсутствие передачи богатейшего опыта в работе приведет нас к поговорке: «Опыт равняется количеству испорченного оборудования».
Наталья Логина, депутат совета Сыктывкара:
– Отличная новость. Наставничество – это как раз та составляющая, которой не хватало в нашем обществе. Бизнес какой-то агрессивный, где каждый за себя, и в результате катастрофически не хватает кадров. Наставничество всегда помогало не только в передаче ценных знаний и навыков, но и позволяло заметить таланты в той или иной области. Так появлялись молодые руководители. Раньше за наставничество была доплата, и высокое звание наставника давали не всем желающим, а только высококвалифицированным специалистам. Мне очень в жизни повезло – в разные годы у меня всегда были замечательные наставники. Есть они и сейчас. Большое спасибо тем, кто делится со мной своим жизненным опытом и не дает наделать ошибок.
Анастасия Ярова, заведующая Усть-Куломским межрайонным отделом сельского хозяйства:
– В 1978-1981 годах я училась в Сыктывкарском кооперативном техникуме на отделении «Организатор торговли». Проходила практику в качестве продавца в магазине «Товары повседневного спроса» Пожегодского сельского потребительского общества. Моим наставником была заведующая магазином Пелагия Афанасьевна Лажанева. Она научила меня быть вежливой с покупателями, быть дисциплинированной и честной. Летом 2018 года мне удалось с ней встретиться, она на пенсии, но еще бодрая духом и крепкая здоровьем, желаю ей долгих лет жизни. Узнала меня, обняла, сказала, что я была одной из лучших учениц.
По окончании техникума я попала по распределению в Ертомское сельпо Удорского райпотребсоюза. Наставником была председатель сельпо Галина Дмитриевна Жданова, учила правилам приемки товаров, организации торговли. Считаю, что наставничество нужно, так как практика преимущественно требует других, отличных от учебы знаний. В последние годы при приеме на работу специалистов работодатель требует от кандидата на должность наличие опыта работы, а откуда опыт у молодого специалиста. Вот тут и пригодились бы знания и опыт наставников.
Ирина Чугункина, замдиректора Усинского филиала УГТУ:
– Считаю наставничество очень актуальным. Передача опыта от более мудрого, знающего специалиста специалисту-новичку, безусловно, способствует развитию предприятия в целом. Мне в свое время повезло с наставниками. Моими наставниками были Наталья Михайловна Козин и Александр Никонорович Бобров. Вместе мы начинали работать в профессиональном лицее №36 города Усинска. Они многому меня научили, подсказывали, помогали. Благодаря их участию я смогла освоить нелегкую для молодой женщины профессию мастера производственного обучения в токарном цехе. Считаю очень важным сохранять уважительное отношение к тем, кто передает свой опыт. Чтобы не получилось так, что человек передал опыт и больше не нужен, потому что стар, ворчлив и есть тот, кто заменит его. Зачастую из-за этого опытом делиться не хотят. На мой взгляд, стабильность и человеческое отношение – главное условие для успешного наставничества.
Анатолий Чиканчи, заслуженный тренер России:
– Сегодня в России возрождают традиции наставничества, передачи опыта и ценностей, заложенные еще во времена СССР. Каждый человек талантлив по-своему, и важно не пропустить момент и вовремя оказать поддержку молодым людям, создать все необходимые условия, помочь им понять, в чем заключается их талант. В медицине, космосе, спорте, да и в любой другой сфере деятельности без наставничества не обойтись, поэтому передача ценностей от человека к человеку всегда будет оставаться основным способом развития таланта. Коммуникации стремительно развиваются, но жизненный опыт из интернета не почерпнешь. Важно живое общение, и в этом вся суть наставничества.
Моими наставниками были педагоги Сыктывкарского педучилища №1 имени Куратова. С большим уважением отношусь к сильнейшей команде мастеров своего дела. Мне посчастливилось не только учиться у них, но и работать с ними в одном коллективе плечом к плечу. Очень тяжело выделить среди них кого-то, потому что боюсь кого-то незаслуженно пропустить. Конечно, мои наставники семья Ковалевых. Строгий и принципиальный Евгений Иванович и душа коллектива Людмила Алексеевна. Михаил Иванович Чарин, который мог с легкостью пройти на руках баскетбольную площадку, и отметивший недавно 80-летие Вячеслав Николаевич Крутиков, который и в этом возрасте творит чудеса на перекладине. Лев Алексеевич Малышев, Александр Александрович Грищенко, Татьяна Ивановна Трефелова, Анна Тимофеевна Ковун, Олег Викторович Подосенов, Марина Валентиновна Лапина, Светлана Викторовна Сурина, Юрий Степанович Зюзюлькин и много других высококлассных специалистов – тех, кого я могу назвать наставниками и у кого имел возможность учиться.
Николай Белых, пенсионер, Сосногорск:
– Моим наставником и руководителем был начальник отделения Поликарп Иванович Орлов. Передал мне свой опыт и умения. Огромная ему благодарность. В современных условиях наблюдается полная некомпетентность. Современные руководители, особенно бюджетные местного самоуправления, подбирают кадры по преданности или знакомству, родству. Кадрами никто не занимается. Поэтому я за настоящее наставничество.
Павел Дуркин, пенсионер, Усть-Цилемский район:
– Лично у меня первыми наставниками были родители и бабушка. Приступив к работе, наставничества не замечал, шел своим путем, но обращал внимание и использовал положительный опыт от окружающих людей. Считаю наставничество добрым дело, если его не извратить по-чиновнически, как, к сожалению, у нас происходит.
Подготовила Лина ПЕРОВА