Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   
       
Фотогалерея
Главная Воспитание и образование Семья как основа формирования личности

Семья как основа формирования личности

2 ноября 2017
Семья как основа формирования личности

О современной семье много пишут и говорят. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья.

Для формирования человеческого поведения первостепенное значение имеют взаимоотношения в семье, в которой возникают первоначальные ценностные ориентации. Кроме того, мотивация к подавляющей части поступков исходит из различного рода ситуаций, ежедневно складывающихся в процессе общения с близкими людьми.  Роль семьи одинаково велика в формировании как нормального, так и отклоняющегося поведения ребенка. Если раньше “проблемными” детьми становились  преимущественно подростки, то теперь даже в отношении детей-дошкольников педагоги и воспитатели применяют выражение: “трудный ребенок”. Чаще всего отклонения в поведении являются следствием нарушений межличностных отношений в семье.

Один из главных факторов – это асоциальное поведение родителей. Для ребенка самый главный пример – его родители. Данные ряда научных исследований свидетельствуют о том, что каждый третий несовершеннолетний правонарушитель воспитывался в такой семье, где он постоянно сталкивался с резко отрицательными аспектами поведения родителей: систематическим пьянством, скандалами, развратом, проявлениями жестокости, совершением взрослыми преступлений. Из семей, где повседневное поведение взрослых носит антиобщественный характер, выходит в 10 раз больше детей с отклонениями в поведении, чем из других семей.

Второй, не менее важный фактор – недостаточные внимание и любовь со стороны родителей. В морально неблагополучной семье у детей остается неудовлетворенной одна из важнейших психологических потребностей – потребность во внимании и любви со стороны родителей. Ухоженный, во-время накормленный и модно одетый ребенок может быть внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, интересов и переживаний никому нет дела. Такие дети особенно стремятся к общению со сверстниками и взрослыми вне семьи, что в известной степени компенсирует им нехватку внимания, ласки и заботы со стороны родителей. Однако если это общение приобретает нездоровый интерес, оно пагубным образом отражается на моральном развитии и поведении детей.

Третий фактор – гиперопека.  В семьях, где всё определяется правилами и инструкциями, также не остается места для нравственности, так как нравственность предполагает, прежде всего, свободу выбора. Родители так боятся, чтобы их дети не наделали ошибок, что, по сути дела, не дают им жить. В какие бы красочные одежды ни рядилась гиперопека – заботливости, желания добра и блага во спасение, – она всё равно остается самой распространенной ошибкой воспитания. Следствие – инфантильность, несамостоятельность, личная несостоятельность ребенка. При ослаблении контроля старших он оказывается дезориентированным в своем поведении. Примером этому могут служить случаи, когда послушные дети заботливых родителей оказываются вовлеченными в противоправные действия.

Четвертый фактор – чрезмерное удовлетворение потребностей ребенка. В семьях, где детям ни в чем не отказывают, потакают любым капризам, избавляют от домашних обязанностей, вырастают не просто лентяи, а потребители, жаждущие всё новых и новых удовольствий и благ. Отсутствие привычки к разумному самоограничению нередко толкает их на преступления, совершаемые под влиянием мотивов и желаний чисто потребительского характера. «Слепая» родительская защита детей порождает у них уверенность в полнейшей своей безнаказанности.

Пятый фактор – чрезмерная требовательность и авторитарность родителей. Излишняя суровость родителей, чрезмерное использование всевозможных ограничений и запретов, наказаний, унижающих детей, оскорбляющих их человеческое достоинство, стремление подчинить ребенка своей воле, навязывание своего мнения и готовых решений, категоричность суждений и приказной тон, использование принуждения и репрессивных мер, включая физические наказания, разрушают атмосферу взаимопонимания и доверия, зачастую толкая детей на преступления.

Для того, чтобы ребенок сложился как личность, он должен научиться самостоятельно и осмысленно преодолевать возникающие препятствия. Если таких препятствий слишком много, то ребенок начинает их обходить, искать способы избавиться от слишком обременительных обязанностей. Тут и зарождается отклоняющееся поведение, вернее, отклоняющееся для взрослых, но естественное для ребенка в возникшей ситуации.

Появление всех нездоровых наклонностей следует замечать и предупреждать в детском возрасте. Если время упущено, то результат исправления будет незначительный. Очень опасно, безнравственно и бесчеловечно закрывать глаза на то, что в будущем может испортить жизнь ребенку. Ребенок не виноват в том, каким его вырастили. Вся ответственность целиком ложится на его родителей и педагогов.

Родителям для формирования полноценной личности ребенка необходимо соблюдать спокойствие, выдержку, твердость, терпение,  настойчивость, обязательно спокойный тон,  доброжелательность и аргументированность. Уходить от трудностей, бросать ребенка на произвол судьбы – безнравственно и преступно.

Любите своих детей, будьте искренны и честны в своём отношении к ним и к самим себе, чаще говорите своему ребенку слова любви и благодарности. Как сказал немецкий сатирик Себастьян Брант: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример ему!».

В.Моренченко, педагог-

психолог д/с «Дюймовочка» 

Комментарии (0)

Реклама
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму