Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Вячеслав Гайзер: Я противник всего искусственного
Редакция газеты приводит выдержки из интервью газете «Невское время» (Санкт-Петербург) Главы Республики Коми Вячеслава Гайзера
– Вячеслав Михайлович, как продвигается проект по строительству магистрали «Белкомур», которая сократит пробег грузовых составов из Пермского края до Белого моря сразу на 700 километров?
– Проект «Белкомур» предусматривает строительство 710 километров нового железнодорожного полотна и капитальный ремонт ещё 450 километров, он оценивается в 180 миллиардов рублей в ценах 2012 года. Это сопоставимо с суммарными годовыми бюджетами трёх регионов – участников «Белкомура». Но для такой страны, как Россия, это не самые большие деньги на создание транспортной инфраструктуры, которая даст мощный импульс социально-экономическому развитию огромных территорий Европейского Севера и Урала, позволит открыть новые промышленные производства.
В середине нулевых планировалось, что наша дорога будет строиться полностью за государственный счёт на средства Инвестиционного фонда Российской Федерации, но в кризис его деятельность в отношении новых проектов фактически прекратилась. Поэтому руководители Республики Коми, Пермского края, Архангельской области, а сегодня к нам присоединилась ещё и Мурманская область, предложили правительству России рассмотреть возможность строительства магистрали с привлечением частных инвесторов, чтобы сократить нагрузку на федеральный бюджет. Мы актуализировали параметры проекта и пришли к выводу, что его экономика позволяет привлечь до 60 процентов частных инвестиций. Такая модель реализации проекта будет экономически интересной бизнесу и позволит государству создать долгосрочную основу регионального роста экономики.
Мы ожидаем получить необходимые согласования на высшем уровне в 2013 году с тем, чтобы максимально быстро выйти на заключение необходимого соглашения и начать проектирование силами концессионера в 2014 году, а ввод магистрали в эксплуатацию обеспечить через 5 лет после старта проекта.
Сегодня главное – это получить решение правительства, а со стороны частного бизнеса интерес к «Белкомуру» проявляет большое количество структур, включая китайских инвесторов, российские и иностранные банки. Выступить инвесторами и подрядчиками готовы российские строители.
Главы заинтересованных регионов провели всестороннюю работу по подготовке проекта к эффективной реализации, и теперь мы ожидаем от правительства России решения о его запуске. Ведь «Белкомур» – это не просто межрегиональный транспортный проект, это стратегический проект развития федерального масштаба, который будет стимулировать социально-экономический рост на огромных территориях европейской части страны. В ареале этой железной дороги уже осуществляется 30 крупных промышленных проектов общей стоимостью под триллион рублей, причём 19 из них реализуется на территории Республики Коми. Новые заводы и обогатительные комбинаты инвесторы будут строить в любом случае, но с вводом «Белкомура» их эффективность существенно возрастёт.
На территории Республики Коми построен самый северный в мире НПЗ «Енисей» – в заполярном Усинске. Сегодня завод перерабатывает 1 миллион тонн нефти, вскоре нарастит объёмы на 600 тысяч, но на проектную мощность – 3 миллиона тонн нефтепродуктов в год – пока не выйдет. Такие объёмы без «Белкомура» завод вывезти по железной дороге попросту не сможет физически. К крупнейшим месторождениям стратегического титана в России ничего подводить не надо: они разведаны неподалёку от Ухты. Проблема промышленной разработки титана состоит в привлечении инвесторов. Ведь строительство только одного горно-обогатительного комбината обойдётся в два-три миллиарда долларов. Другое дело, что экономика добычи титана значительно улучшится, если к месторождению подведут новое железнодорожное полотно, – транспортное плечо сократится.
– Сколько километров магистрали «Белкомур» пройдёт по территории вашей республики, в каких районах, какие природные ресурсы, которые сегодня заперты из-за отсутствия транспортной логистики, позволит извлечь?
– Новое строительство в республике пройдёт на 200 километрах в юго-западной части республики, а реконструкция – ещё на 220 километрах. Трасса пройдёт в первую очередь по местам, которые откроют доступ к лесной базе, мощность нашей лесосеки возрастёт сразу на 40 процентов. Это будет настоящим прорывом, так как из 30 миллионов кубометров расчётной лесосеки в год республика осваивает только 8. Измерить экономический эффект от ввода в эксплуатацию проекта «Белкомур» цифрами сложно – можно, но эффекты будут больше любых расчётов. Ведь транспортная доступность не означает автоматического превращения в продукт. Просто инвесторы тогда будут охотнее принимать решение прийти к нам и что-то здесь строить. Хотя эксперты утверждают, что после ввода «Белкомура» доходная часть республиканского бюджета в первый же год увеличится на 40–45 процентов, откроются 12,5 тысячи новых рабочих мест,
– Губернаторы трёх регионов, мечтающие реализовать проект, о котором думали ещё царские министры, из-за общих усилий по продвижению проекта, наверное, стали побратимами…
– Конечно, это стержневой проект, но у нас, как у добрых соседей, есть много интересов и без «Белкомура». С Архангельской областью, например, Республика Коми координирует лесопожарную обстановку, помогаем друг другу техникой и специалистами. В начале июля у нас были сильные пожары. Коллеги выручили, прислали десантников. В прошлом году аналогичная проблема случилась у них, и мы перекидывали специалистов и технику. В дорожном строительстве есть трассы, которые проходят по территории сразу двух регионов, и мы стараемся синхронизировать сроки ремонта конкретных участков. Кроме того, у меня с губернаторами-соседями сложились хорошие, человеческие отношения. С ними не только приятно общаться, но и легко решать проблемы.
– Вячеслав Михайлович, пора перейти к другим темам. За Полярным кругом в Коми идёт активная прокладка газопровода Бованенково – Ухта – Торжок. Что даст республике этот проект?
– На нашей территории построят 7 компрессорных станций, на которых будут работать 3–5 тысяч жителей республики с высокой зарплатой. Через Коми будет прокачиваться половина природного газа, добываемого «Газпромом», а это – очень хорошие налоги. Труба – это не налог на добычу полезных ископаемых, который полностью уходит в федеральный бюджет, а налог на имущество, который на 100 процентов зачисляется в бюджет регионов. Я считаю, что сегодня субъектам РФ нужно биться за два с половиной вида налогов: подоходный – значит, нужно создавать новые рабочие места, и налог на имущество, потому что построенные объекты никуда не убегут. А половинка налога, потому что не всё зависит от регионов, – это налог на прибыль. Необходимо создавать условия, чтобы компании зарабатывали в своём регионе хорошую прибыль, потому что часть этого налога останется у нас.
– В советские времена население республики превышало 1,3 миллиона человек, а сейчас сократилось до минимальных за всю историю 870 тысяч. Это дно или есть куда падать?
– К сожалению, мы будем снижаться по численности и дальше, хотя вот уже три года подряд уровень рождаемости в республике превышает уровень смертности. В отношении трудовых мигрантов – гастарбайтеров – власть выдерживает жёсткую квоту: не более трёх тысяч человек в год. А ведь только в очереди на переселение из районов Крайнего Севера в республике стоят свыше 30 тысяч семей, или 150 тысяч человек. В Воркуте в золотые для шахтёров годы жили 220 тысяч человек, а сейчас 90, численность населения в моей родной Инте сократилась с 60 до 30 тысяч, работает всего одна шахта – «Южная».
Но я противник всего искусственного. Невозможно приковать человека к конкретному месту на Севере и заставить его там жить, если он этого не хочет. Многие люди работают в голой тундре без инфраструктуры, бытовых удобств и никуда не уезжают. Значит, экономический стимул остаться на Крайнем Севере для них перевешивает все тяготы и лишения. Мои родители приехали в Инту, когда этот «город» представлял собой набор бараков. Но они зарабатывали в несколько раз больше, чем в среднем по стране, остались и дали корни. Люди, которые решили уехать из республики, делают это не спонтанно и не на авось: как правило, они перебираются к родственникам. Стремление уехать и не вернуться довлеет над теми, кто не является уроженцем этих мест. У «варягов» нет корней, здесь их ничего не держит. Теперь об обратном процессе. Сегодня на Крайний Север просто за работой никто не поедет – и в советские времена было так. Человек приедет в республику только при условии, что будет получать кратно больше, чем, скажем, в Краснодарском крае.
– Молодые бегут в города, потому что на селе нет работы…
– Проблема гораздо глубже. Вы не поверите, но трудно найти высококвалифицированные кадры даже для богатых отраслей – нефтяной и угольной! В Воркуте квалифицированный горнорабочий очистного забоя с хорошей месячной выработкой может зарабатывать по 80–90 тысяч рублей, что, как и в советские времена, в 4–5 раз больше, чем в среднем по стране. Но даже за такие деньги не всякий молодой человек, в отличие от ситуации 30-летней давности, сегодня готов спускаться в заполярную шахту! Увы, российская молодёжь разучилась и не хочет работать. Генеральный директор компании «ЛУКОЙЛ-Коми» как-то рассказал, что из 100 человек выпуска курса в Ухтинском индустриальном университете, которые пришли на инженерные должности в «ЛУКОЙЛ», через год осталось всего 7 человек! А ведь молодые специалисты зарабатывали там не три рубля, а под 100 тысяч. Создаётся впечатление, что у нынешней российской молодёжи развился опасный менталитет: «Если я к 25 годам не стал долларовым миллионером, то жизнь не удалась». А сам парень в свои 25 находится на иждивении родителей, живёт у компьютера и даже не умеет гвоздь забить. Да и не хочет его забивать – вот что страшно. Интерес к труду, по крайней мере в республике, начал потихоньку возвращаться, в том числе по рабочим и инженерным специальностям. Но тенденция, или, как сейчас говорят, тренд, у молодёжи остаётся прежней: купить – продать. Молодые хотят всего сразу и не отрываясь от стула. И это не старческое брюзжание: мне не 70, а 46 лет.
– Что вы считаете своей главной удачей в губернаторской должности?
– Третий год подряд в Республике Коми уровень рождаемости превышает уровень смертности. В прошлом году, например, у нас родилось в полтора раза больше младенцев, чем в 2011-м. А за первое полугодие 2013 года из 6209 новорождённых 994 младенца стали третьими и более детьми в семье. Это означает, что родители чувствуют уверенность в завтрашнем дне, а действия руководства республики в демографическом направлении оказались правильными. Одними из первых в стране мы ввели отдельный материнский капитал для третьего и последующих детей в семье, который в полтора раза выше, чем в большинстве российских регионов. К сентябрю 2013 года в Коми не будет очередей в детские сады для детей от трёх до семи лет. За три года мы создали в дошкольных образовательных учреждениях 9 тысяч дополнительных мест, построили 13 детских садов и ещё 14 строятся, причём большая часть – в сельских районах республики.