Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Творить не возбраняется…
В преддверии новогодних праздников всегда готовимся к чему-то новому, необычному, неразгаданному. Этим мы становимся похожими на детей. Потому что дети верят в чудеса, открыты непознанному, желают творить. В повседневной жизни нам не хватает времени на своих детей, не говоря уже про творчество. Но именно о детском творчестве я бы хотела рассказать нашим уважаемым читателям.
Творчество - это высшая форма активности, направленная на открытие чего-то нового, а в детском творчестве это, в первую очередь, открытие нового для самого себя в окружающей действительности и в себе самом, в своих возможностях, в своем отношении к миру. В процессе творческой деятельности развиваются, прежде всего, способности ребёнка, которые включают в себя развитие творческого воображения, наблюдательности, неординарного мышления. Творческие находки ребенка могут реализоваться не только в создании нового, оригинального замысла, но даже выполнения одной какой-либо детали, представленной по-новому.
Обратите внимание на то, что креативные (иными словами - творческие) способности детей развиваются непосредственно в любой сфере деятельности: познавательной, учебной (игровой), трудовой и т.д. Меня, как учителя начальных классов, интересует проблема развития креативных способностей в учебной деятельности. Ведь сегодня современному ученику мало обладать некоторой суммой знаний, умений и навыков, необходимо применять их в реальности, решать нестандартные задачи, возникающие в любых жизненных ситуациях.
Среди условий, стимулирующих развитие креативных способностей в учебной деятельности, психологами приветствуются: ситуация незавершенности или открытости; поощрение множества вопросов; создание и разработка стратегий, предметов для последующей деятельности; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках; внимание к интересам детей со стороны родителей, окружающих; создание обогащенной информационной и досугово-развивающей среды. В то же время существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей. Это стремление к успеху, во что бы то ни стало; конформность, неспособность противостоять давлению других; неодобрение исследования, воображения, фантазии; жёсткие половые стереотипы (типа: "Ты - девочка, нечего тебе возиться с гайками"); неготовность к изменению точки зрения, собственного мнения; преклонение перед авторитетами.
Когда речь идет о развитии творческого потенциала ребенка, то человеком, принимающим и поддерживающим его эмоциональные проявления, выступает взрослый, не важно, кто это будет: педагог или родители. Именно взрослые своей реакцией на творческую деятельность ребенка и его эмоциональное состояние формируют креативную индивидуальность ребенка, закладывают основы его творческого потенциала. Родители, стремящиеся к развитию креативности своего ребёнка, должны, прежде всего, обеспечить условия психологической безопасности для его творчества дома, т.е. облегчать и стимулировать появление вопросов, новых ракурсов, идей. Основной целью такого воспитания являются организация соответствующего окружения, опыта ребёнка и построение основы умений воспринимать, понимать и преобразовывать это окружение. Судя по результатам психологических исследований, наиболее успешны в этой деятельности родители, которые делают больший акцент на использовании различных видов мышления и меньший - на запоминании; используют оценку для анализа ответов, а не для награды или осуждения; обеспечивают атмосферу понимания и возможности знаний в самостоятельной практике или исследованиях; задают провокационные вопросы; ценят оригинальность, стремление проверять новые идеи и не путают их с капризами и "оригинальничанием".
Для творческого решения проблем особое значение имеет способность увидеть реальную проблему, сущность трудностей, для чего необходимо выйти за рамки проблемной ситуации, открыть и определить её заново. Творческое мышление можно развивать на решении любых проблем, но лучше использовать для этого реальные проблемы, тесно связанные с интересами ребёнка в обучении, и особенно к будущему во всех его аспектах, так как они обеспечивают более естественную и легко достигаемую мотивацию.
В заключение ко всему перечислю несколько основных практических рекомендаций по развитию творческого начала у детей. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел. Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения. Не дразните ребенка за ошибки. Хвалите за любые конкретные успехи и поступки, делайте это искренне. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы. Помогайте ему улучшать результаты его работы. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним. Приучайте его к регулярному совместному чтению книг с малых лет. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепро-граммы. Каждый день находите время, чтобы побыть с ребенком наедине. С вниманием относитесь к его потребностям. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их. Никогда не отмахивайтесь от неудач ребенка, говоря ему: "Я этого тоже не умею". Не ограничивайте круг тем, обсуждаемых с ребенком.
Впереди каникулы, как у детей, так и у взрослых. Это значит, у вас появится больше времени, чтобы уделить много внимания своим детям. Творите вместе с ними всегда и везде, поддерживайте все нестандартные и обоснованные их идеи, и тогда ваши труды отзовутся сторицей. Чудесного Нового года вам и вашим ребятишкам!
Н. Каражигитова.