Рубрики
- Вуктыльскому району - 40 лет!
- Общество
- Криминал-досье
- Экономика
- Культура и искусство
- Политика
- Воспитание и образование
- Спорт
- Страницы истории
- Мир детства
- Кроме того
- Наше старшее поколение
- Интервью
- Информер новостей
- Рейтинг сайтов
- Блоги
- Каталог сайтов
- Архив номеров в PDF
- Противодействие коррупции
- Наблюдательный совет
- Прямая линия
- Молодёжный клуб
- Прокурор информирует
- По республике
Интервью
Обряды многонационального Вуктыла
Уважаемые наши читатели, мы уже знакомили вас с обрядами некоторых национальностей, проживающих в нашем округе, и сегодня хотим продолжить повествование на эту тему.
«Зарни кад»
Свадьба – самый яркий пример драматизированного обряда, одна из главных картин великой жизненной истории, той истории, длина которой равна человеческой жизни.
В нашем округе, оказывается, есть люди и даже семьи, которые и сейчас уважают вековые традиции своего народа, перенимая и воплощая их в уже современной жизни. Так, например, в селе Подчерье семьи Мысовых и Кияевых отпраздновали годовщину деревянной свадьбы в традициях коми народа.
Работники ЗАГСа решили провести этно-свадьбу и предложили юбилярам отметить пять лет супружеской жизни не просто веселым застольем, а чем-то интересным и не приевшимся.
Встречали молодоженов у ворот избы, а те не просто приехали, а в санях прибыли, на лошади, как и полагалось раньше у народа коми. При входе в избу молодых осыпали соломой и пухом куропатки, что символизировало добро и благополучие в семье. У коми символ чистоты и оберега – ключевая вода, ею крестные женщины омыли лица виновников торжества и проводили их за стол, где пары угостили друг друга пирогами, испеченными по семейным традиционным рецептам. За столом молодым преподнесли сур – вкусный и чудодейственный напиток. Гостям пиршества тоже удалось отведать эти яства. В качестве свадебного подарка мужчины преподнесли своим женщинам платки в знак чистой и преданной любви, а жены в свою очередь подарили мужьям пояса – как оберег от бед. Все участники мероприятия, все приглашенные гости пели, плясали, водили хоровод, играли в ручеек! Хочется отметить, что подарки дарили молодым исключительно с элементами дерева, а то и полностью деревянные. Лапти из бересты, например, как символ пары.
Ведь лапти не носятся поодиночке, так и семья должна быть всегда вместе! Юбиляры покидали место торжества так же, как и прибыли – в санях.
Огромное спасибо тем, кто пробуждает в нас интерес к народным обычаям, особенное спасибо участникам национальных торжеств.
Как говорится, всё новое – это хорошо позабытое старое. Так, в 2014 году молодая пара Никита и Любовь Хабаровы в своем торжестве с радостью прошли обрядовый цикл коми свадьбы. Кстати сказать, это был приятный сюрприз для молодоженов. Они это совсем не планировали, но ни капли не расстроились из-за такой неожиданности. Свой праздник по случаю создания семьи молодые отмечали всё в том же селе Подчерье, в Доме культуры, где их встречали приглашенные гости и директор местного ДК Ирина Дунаева.
Можно сказать, что село Подчерье стало инициатором возрождения исторической культуры коми, а именно – этносвадьбы. Такая идея поддерживается и сейчас, когда тема становится всё более актуальной. Вуктыльским отделением сектора по туризму уже несколько лет разрабатывается проект под названием «Реконструкция этносвадьбы». Надеемся, скоро мы узнаем об этом проекте много интересного, а кто-то сможет в нем еще и поучаствовать!
«Казачий берег»
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут,
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество, отвагу
На своих плечах несет.
У казаков наиважнейшим считался обряд «Засечение камня». И вуктыльское землячество «Казачий берег» представило его вниманию широкой публики. Этот обряд в старину проводили перед каждым важным делом. Но перед самим действом нужно было обязательно получить благословение матери. Задумал мужик строить избу, например, и чтобы это дело у него успешно пошло, необходимо засечь камень, и немаловажен тот факт, что во время засечения нужно думать о положительных результатах, только светлые думы и помыслы должны быть в голове мужчины. Что ж, дело надо делать – камень засекать! А как это дело начать без матушкиного благословения? Вот сын и шел к матери со своей идеей за Божьей благодатью. Мать, выслушав его, брала чистое полотенце, наливала чистой воды в таз и с кувшина умывала своего сына. Это и означало, что сын получил ее согласие на задуманное. И только после умывания чистой водицей он мог приступать к своему делу уже с чистыми руками и чистой головой. Поэтому и считалось, что при засечении камня не может быть дурных мыслей. Он ведь только от матери, которая смыла все его неясные мысли.
«Якташ»
Татары и башкиры – два народа, два брата.
Татаро-башкирское землячество тоже чтит традиции и обряды своих народов. И в доказательство этому два года подряд представляло замечательный обряд взаимопомощи на фестивале обрядов коми, который проходил в селе Подчерье.
Существует традиционный обычай взаимопомощи под названием Каз умахэ (от башкирского “гусь” и “помочь”). Взаимопомощь заключалась, в частности, в оказании содействия при заготовке тушек гусей.
Обряд Каз умахэ проводился зимой или осенью, когда уже образовался снежный покров. Для обряда приглашались девушки и молодые женщины (чаще невестки), но только те женщины, у которых живы оба родителя (примета такая, чтобы гуси водились). Вот всей большой и дружной компанией собирались в одном доме и ощипывали гусей. Девушка, которая приходила первой, становилась главой праздника. Мужчины помогали женщинам физически – дрова, принесут, например, воду, если надо. К тому же, тушки гусей женщинам приносили тоже мужики. Сопровождалось ощипывание веселыми песнопениями. Нельзя было ронять гуся при его обработке, якобы, водиться не будут. А после обработки тушек их полоскали на водоеме. По дороге к водоему проводился обряд “Гусиная дорога” – дети разбрасывали гусиные перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде, приговаривая, чтобы в будущем году гуси ходили этой дорогой. Девушки несли к водоему гусей на коромыслах, а их сопровождали парни, которые сольным и парным танцам аккомпанировали на гармони, все вместе исполняли песни и такмаки (частушки). Уже по завершении обряда в домах готовилось чаепитие с блинами, испеченными на гусином жиру, вечером всех ждало праздничное угощение из гусиного мяса. Ну и, конечно, не обходилось без песен и плясок, водили все дружно хоровод.
«Русь Печорская»
Кто хоть раз побывал
в Усть-Цильме,
Не забудет ее никогда.
Уголок первозданной России
Очарует вас навсегда.
В нашем центре национальных культур есть усть-цилёмское землячество «Русь Печорская», и его участники охотно поделились информацией об обрядовом празднике Петровщина, который стал ежегодным с давних времен и до сих пор проводится в старинном селе Усть-Цильма. Село это славится своими уникальными традициями, народными промыслами, старинными нарядами и самобытным говором. Этот обряд проводится в ночь с 11 на 12 июля и сегодня является составной частью празднования республиканского праздника «Усть-цилёмская Горка».
Петровщина отмечается только в Усть-Цилёмском районе в канун дня Первоверховных апостолов Петра и Павла – это отголосок ритуально-поминального обряда. В ночь с 11 на 12 июля у жителей Усть-Цильмы принято варить кашу. Не случайно кашу варят ночью, считалось, что это время, когда стираются грани между живым и загробным мирами. Усть-цилёмы отправлялись на противоположный берег реки на сенокосные луга, где жгли костры и варили кашу. Поминальная трапеза проходила за рекой или у реки, в фольклоре путешествие через реку – путешествие в страну мертвых. Река – символ посреднического начала, соединяющего прошлое и настоящее, а вода – символ уходящего времени.
Несмотря на то, что этот обряд свойственно проводить в Усть-Цильме, участники землячества продемонстрировали это традиционное торжество и познакомили с ним присутствующих на ежегодном фестивале «Обряды коми». Участники водили хороводы и угощали всех гостей кашей. По старинным преданиям, душа человека превращается в птицу, поэтому и еда птичья: кашу варят всегда пшенную. Также многие усть-цилёмы варят в этот день уху, поскольку на Руси святой Петр считается покровителем рыбаков и рыбного промысла. Ухой поминают святых Петра и Павла, а кашей – всех умерших.
Усть-цилёмская Горка – не менее интересный, красочный и яркий обрядовый праздник, живой памятник и жемчужина русского Севера. По мнению фольклористов, Усть-Цильма – единственное место, где старообрядческий праздник средневековой давности сохранился в последовательном обрядовом действии; здесь водят хороводы, облачаясь в средневековые костюмы, которые впечатляют богатым убранством и многозначной символикой, а каждая фигура хоровода имеет свою обрядовую трактовку. Многие желают приехать в эти края, многие и приезжают, даже зарубежные туристы охотно посещают Усть-Цильму.
Традиции выполняют особую роль в процессе смены поколений. Ведь каждое имеет свои историю и особенности, ценности и облик, опыт и достижения. Каждое должно оставить свой след, научить, воспитать, передать и сохранить. Традиции, обычаи, обряды обязаны передаваться из поколения в поколение, дабы обеспечить преемственность и непрерывность культур. Благодаря этому процессу новое поколение получает возможность развиваться, начиная с того, на чем остановились предки, добавляя новые знания, умения, ценности и традиции к уже накопленным.
Собирая материал, знакомясь с культурой народов, окунаясь в определенные действа, ловишь себя на мысли, что в нашей современности резко ощущается нехватка времени и некой сплоченности. Как было бы здорово собраться компанией единомышленников, почтить память веков, зарядиться положительными эмоциями и просто отдохнуть душой, напевая, танцуя, лакомясь национальными традиционными яствами!
Подготовила В. ТАТАРОВА