Архив новостей
понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     
       
Фотогалерея

Цена вопроса

24 октября 2012

Правомерность взимания платы за посещение территории национального парка признана незаконной

Согласно нормам Федерального закона от 14 марта 1995г. №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории (акватории) которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

На сегодняшний день национальные парки являются едва ли не единственными уголками нетронутой природы с уникальными по красоте ландшафтами, редкими растениями и животными.

На территории Республики Коми на землях лесного фонда Печорского и Вуктыльского лесхозов постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994г. №377 создан «Национальный парк «Югыд ва» общей площадью 1894133 гектара.

Согласно положениям Устава, ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» является некоммерческой организацией, имеющей целью сохранение природных комплексов и объектов, имеющих особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначенных для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулярного туризма.

В соответствии с Уставом ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» и на основании приказа директора ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» от 24 января 2012г. №4-п утвержден перечень платных услуг, предоставляемых парком в 2012 году.

Согласно вышеуказанному перечню, в числе прочих услуг ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» оказывает платные услуги туристических стоянок с размещением палаточного лагеря со стоимостью 120 рублей с человека в день на стоянке с размещением палаток.

Казалось бы, установив плату за данную услугу в размере 120 рублей, дирекция ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва», действовала в соответствии с законодательством РФ.

Однако Печорский межрайонный природоохранный прокурор придерживается иного мнения, считая, что ни одной из норм законодательства не предусмотрено взимание платы с граждан (потребителей услуг) за вход и нахождение на обустроенных рекреационных объектах (в частности, на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря).

По мнению Печорского межрайонного природоохранного прокурора, администрация ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва», взимая плату с граждан (потребителей услуг), посещающих данное учреждение и совершающих остановку на специально организованных (предусмотренных) для этого местах - туристических стоянках с размещением палаточного лагеря, фактически обуславливает возможность посещения территории национального парка только после внесения платы, тем самым нарушая требования Закона РФ «О защите прав потребителей» и Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях». Кроме того, устанавливая возможность посещения территории национального парка только после внесения соответствующей платы за остановку на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря, администрация ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» нарушает права неопределенного круга лиц на свободу передвижения и выбор места пребывания.

В связи с чем Печорский межрайонный природоохранный прокурор вынужден был обратиться в Вуктыльский городской суд в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Югыд ва»  с иском о   признании   действий   по  установлению  платы  за вход  и  нахождение   на  обустроенных рекреационных  объектах незаконными, понуждении исключить взимание входной  платы из перечня платных услуг и доведении решения суда до сведения потребителей.

Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, пришёл к выводу, что требования прокурора законны, обоснованны и подлежат удовлетворению.

Из содержания п. 4.5.5. «Методических рекомендаций по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках и национальных парках», утвержденных Приказом Росприроднадзора от 18 июня 2007г. №170 «О совершенствовании организации эколого-просветительской деятельности заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Росприроднадзора», следует, что при развитии эколого-просветительской работы заповедники и национальные парки должны обеспечить максимальную сохранность охраняемых природных комплексов, в том числе путем организации специально обустроенных экологических троп и маршрутов. При этом под рекреационным благоустройством подразумевается оборудование на тропе мест отдыха, туалетов, мусоросборников, ограждений на опасных участках и т.д.

Согласно ч.2 ст. 16  Закона РФ от 14 марта 1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» средствами национальных парков, которыми они распоряжаются в установленном порядке, являются получаемые национальными парками средства, в том числе от просветительской, рекреационной, научной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей возложенным на них задачам.

Судом принято во внимание, что согласно законодательству РФ национальные парки являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения. Таким образом, плата за нахождение на обустроенных рекреационных объектах (в частности, на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря) является, по сути, сбором за возможность посещения территории национального парка.

Одновременно статья 12 Налогового кодекса РФ раскрывает исчерпывающий перечень видов налогов в Российской Федерации, сбор за возможность посещения национального парка в указанном перечне отсутствует.

Кроме того, взимая плату с граждан (потребителей услуг), посещающих национальный парк и совершающих остановку на специально организованных (предусмотренных) для этого местах - туристических стоянках с размещением палаточного лагеря, администрация ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» «навязывает» указанному выше неопределенному кругу лиц дополнительные услуги, фактически обуславливая возможность посещения территории национального парка только после внесения соответствующей платы, тем самым нарушая требования Закона РФ «О защите прав потребителей» и Закона РФ «Об особо охраняемых природных территориях». Обуславливая возможность посещения территории национального парка только после внесения соответствующей платы за остановку на специально организованных (предусмотренных) туристических стоянках с размещением палаточного лагеря, администрация ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» нарушает права неопределенного круга лиц (граждан-потребителей) на свободу передвижения и выбор места пребывания, т.е. права граждан, которые в силу ст. 27 Конституции Российской Федерации и ст. 1 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» являются неотчуждаемыми, непосредственно действующими и гарантированными.

30 мая 2012 года Вуктыльским городским судом Республики Коми принято решение: о признании незаконным приказа № 4-п от 24 января 2012 года директора ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» «Об утверждении услуг на 2012 год» в части установления входной платы на обустроенные рекреационные объекты (специально организованные туристические стоянки с размещением палаточного лагеря), расположенные на территории Национального парка «Югыд ва»; об обязании ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» исключить из перечня платных услуг взимание платы за вход на обустроенные рекреационные объекты (на специально организованные (предусмотренные) туристические стоянки с размещением палаточного лагеря, расположенные на территории Национального парка «Югыд ва»; об обязании администрации ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва» довести до сведения потребителей настоящее решение суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу путем размещения информации в периодическом печатном издании и на официальном сайте ФГБУ «Национальный парк «Югыд ва». Решение вступило в законную силу 6 августа 2012 года.

В дополнение хотелось бы отметить, что данная проблема ранее уже обозревалась Н. Гузеевой, адвокатом г. Москвы, в статье «Национальный парк не зоопарк», опубликованной в «ЭЖ-Юрист», 2011, N 40, в которой Н.Гузеева упоминает «Национальный парк «Югыд ва» Республики Коми в части незаконного взимания платы за посещение территории парка.

              М.Адаева, помощник судьи.

Комментарии (0)

Реклама
https://siyanie-severa.ru/files/62/64/Respublika_Komi_banner_3h6_VDP_page_0001.jpg
Горячая линия
День сердца
Россия против террора
Вуктыл Оптика
Терроризм - угроза обществу!
Сообщи, где торгуют смертью!
Сиротство
Сетоотражающие элементы
Система 112
нет терроризму